энсон написал(а):Да, сказал именно это, но доказать естественно не могу, как и вы своё.А вот, то, что выходя от лабаза, группа собиралась ночевать на склоне, этому есть доказательства. Из интервью Шаравина Пискарёвой.
М.Ш. : Печка в палатке находилась в походном положении с уложенными несколькими поленьями дров.
Зачем тащить дрова из одного леса в другой, да ещё в гору? Дрова нужно тащить только при ночёвке на склоне, например чтобы с утра какао подогреть. Так. что для меня вопрос закрыт, и это не ИМХО а мнение основанное на воспоминаниях свидетелей.
Мне уже не хотелось бы продолжать эту дискуссию, в которой никто никому ничего не докажет. Но отвечу.
Для меня слова Шаравина, сказанные им через полстоления после событий не есть доказательством. Да, Шаравин со Слобцовым первыми обнаружили палатку и их свидетельствования наиболее ценны. Но есть но.
Читаем показания Слобцова, даное им по свежей памяти 26 февраля 1959 г. мы над палаткой прорыли снег и убедились, что людей нет, а находившиеся в палатке вещи не трогали. Со мной был студент Шаравин. Из палатки вещи доставали 27 и 28 февраля 1959 года. При этом присутствовали студенты Брусницын и другие.
Здесь , конечно, Слобцов несколько слукавил, спирт они все же умыкнули ,но то, что они в печку не заглядывали - сто пудов. Щаравин не мог видеть, что внутри печки.
А вот что говорит на допросе Лебедев , учавствовавший в расборке палатки
На следующий день, утром, в присутствии тов. Иванова, все вещи из палатки были извлечены
Вещей в палатке было много. Около входа в палатку, который, кажется, был открыт, в чехле лежала печка. Трубы последней находились внутри печки, что говорит о том, что печку не пытались затопить, хотя за палаткой на улице у заднего конца палатки в снегу я нашел чурбачок, несомненно, предназначенный для печки.
Внутри печки находились не дрова, с сложенные одна в одну трубы. А чурбачок был обнаружен один, и находился он возле палатки.
То, что трубы в походном положении находились внутри , следует из Протокола осмотра вещей, обнаруженных на месте происшествия
Посуда: ложек - 7, кружек - 5, чашки алюминиевые (миски - прим. Г.К.) - 3, ведра - 2, печка с трубами.
Есть еще одно свидетельство того, что печку топить не предполагалось :
Палатка поставлена с учетом непогоды. Крепко натянуты ........., на наветренную сторону внутри уложены рюкзаки, у входа устроена "баррикада" из печки, рюкзаков с тем, чтобы не задувало.
Так что никаких дров с собой они не тащили, взяли лишь одно полено. Для чего, я уже писал. Предполагаю, для быстрой растопки костра в условиях, если не окажется сухих дров.
энсон написал(а):А к хребту тогда зачем жаться, высоту набирать, а потом снова вниз. 31 они отрог перевала прекрасно издали видели, да и 1 погода в момент выхода из леса, прекрасно видно седловину между Х.Ч. и 835.
Вот и я о том же . Зачем набирать высоту более чем в 300 м, что бы все одно спускаться вниз ? Для экстрима ?
А что они видели, а что нет - мы знать не можем. Если был ветер, хребет и седловина могли не просматриваться из-за снежных флагов.
энсон написал(а):И при всём при этом, у них не возникло удивления, почему они остановились на склоне.
Естественно. Так как они считали эту остановку вынужденной, а не запланированой изначально.
Я согласен с выводами Аксельрода
я считаю, что группа вышла не ранее чем полтретьего с места, ставя перед собой одну из 2х задач: 1) Перевалить из леса в лес, из долины Ауспии в долину Лозьвы или: 2) Учитывая то, что вот уже несколько дней группа шла по исключительно глубокому снегу, движение по которому чрезвычайно утомительно. Учитывая, что группа хорошо отдохнула на этой полудневке, поздно поела, продвинуться как можно дальше по границе леса, не заходя в лес (глубокий снег, в сторону Отортена так, чтобы следующий вечер заведомо быть у самого Отортена). Группа с облегченными рюкзаками выходит на маршрут, но относительно позднее время - часов 5, плохая видимость, точнее, отсутствие её заставляют группу остановиться на ночлег вне леса. Этого не исключает ни один из предлагаемых тут вариантов. Было ли решение о ночлеге на голом месте (я сознательно избегаю слово склон, т.к. считаю, что склон, как таковой, не сыграл никакой роли в их гибели) обоснованным? На мой взгляд да. Почему?
В прошлом году, на Приполярном Урале, у нас было четыре такие ночлега. Все они были в таких условиях, когда соображения безопасности группы диктовали необходимость останавливаться там, где есть место, пока ещё есть светлое время поставить палатку. Это было в сильные (-25 - 30° Ц) морозы и никаких поводов к тому, чтобы признать это решение тактически неверным не было. Так что у Дятлова были прецеденты, и они остановились на ночь не смалодушествовав, не слепо покорившись силам природы.
энсон написал(а):Вы действительно не видите разницу между движением по долине реки и движением, хоть и низкими, но горами. Для подхода к Отортену у них всего 2 варианта. Понизу, с ничтожными шансами на тропу, а значит повторение 31. Или по верху. С вариантами или скакать вверх вниз, если ночевать в лесу, или холодная ночёвка « в ветхой палатке». А если она ветхая, то вам и ветер надо снижать, при котором её могло порвать. Так что на "экстрим их потянуло", ещё в момент составления проекта.
Да нет, я прекрасно понимаю разницу между движением на лыжах по глубокому рыхлому снегу и по настовому снегу. Конечно же по насту идти значительно легче. Но не всегда возможно.
Движение по склону местами могут здорово усложнять курумники и каменные осыпи. Но в более значительной мере погода.
Свернутый текст
Заряд пурги настиг нас на седловине хребта. Всё потонуло во мраке: окружающие горы, увалы открывшегося впереди Предуралья и таёжные дали Зауралья за спиной. Мир исчез, а вместе с ним исчезло и ощущение безопасности. Повернув спиной к жёстким, секущим струям, группа покатила вниз к лесу, под защиту низкорослых зарослей ивняка и берёзки, а ниже и более рослого пихтовника. Пурга сбросила нас с Главного Уральского хребта, сорвав наши планы. Сопровождаемые снежными зарядами катим вниз по своей лыжне, катим назад в тайгу.
На предвершинном гребне попали при ясном небе в ветровой «флаг». Видимость упала практически «до нуля» и на очередном повороте я не увидел сзади не только группу, но и наступавшую мне до этого на запятники Татьяну. Группа рассыпалась по склону: потеряв в белесой мгле идущего впереди, каждый шёл «как учили», по прямой. Пока я, кляня себя за эту элементарную ошибку, собрал рассыпавшуюся веером группу, пока вывел её на наветренную сторону, дневного времени оставалось только на возвращение к биваку. На вершине не побывали. Так и пропал день, а сегодня ещё полдня.
Двигаемся на север по руслу реки Пурмы, тропим лыжню двумя парами, предоставив двоим тащить нарты по готовой лыжне.
Вот уж не повезло с погодой! Катили бы сейчас по хребту, развивая по насту приличную скорость. На 30 – 35 километров можно было уйти на север за этот день, обогнуть истоки рек Пурмы и Ауспии. И уже через день штурмовать гору Отортен по северо-западному склону. А сейчас бьём лыжню в полуметровых сугробах, засыпавших эту извилистую речушку.
Емельяшин. "Перевал имени группы дятлова"
Aleksandr написал(а):Звездочет написал(а):компасы врали
На основании чего сделано это заключение?
Aleksandr, буквально несколькими днями ранее встречал эту информацию, но не могу вспомнить где именно. Но найду обязательно и дам ссылку.
Aleksandr написал(а):Звездочет, есть несколько вопросов по схеме. Что обозначено зеленым цветом и что за петля на этом маршруте, если это маршрут? Вам известны два других варианта размещения лабаза, если да, почему вы придерживаетесь третьего варианта? Ну а то, что на схеме не совсем точно указаны Кедр и палатка, это, наверное, мелочи, не так ли?
Я нисколько не могу поручиться за точность нанесенных на схему кедра и палатки. В даном случае это не существенно. Я ее привел в качестве иллюстрации, для того, что бы наглядно было видно, куда им нужно было идти, а куда они шли. Зеленая линия - возможное ( предполагаемое) направление траверса к Отортену.