Хотите что-бы я сделал анализ анализа?
Нет, я хочу , что бы вы поняли, что крыша здания и склон горы - разные вещи , потому что под кровлей воздух, сообщающийся с наружным пространством , температура которого может резко колебаться ( иногда и с внутренним помещения, изначально теплым ).
Вы же прекрасно понимаете, о чем я говорю. И знаете, что снежная доска может скользить лишь по перекристализированному снегу или же по обледенелой поверхности, но это реже, так как к такой поверхности снежинки при уплотнении " примерзают".
Приведу Вам снова главу из книги своего любимого Бермана о лыжном туризме, которая издана в 1968 году, здана в набор 18/VII-1967 года, написана, естественно, ранее, а еще ранее автором для нее собирался и обобщался материал. И об снежных досках уже было в то время хорошо известно и уменя есть все основания предполагать, что тогдашние туристы, ходившие в зимние погоды, знали об такой опасности .
Пурга и лавины
Это две главные опасности лыжных путешествий. Если пургу воспринимать как стихийное бедствие, остерегаться ее, прижимаясь к лесу, броском преодолевать открытые перевалы, стремясь скорее вниз, когда-нибудь случится недоглядеть и пурга «накроет» вас.
Имея необходимое снаряжение, можно успешно бороться с пургой. Нужны некоторые навыки, нужно, чтобы люди были хорошо знакомы друг с другом, но главное, нужно пурги не бояться!
В зимнем походе нас «заедает» неудержимое стремление вперед. Оно тяготеет над сознанием и мешает овладению различными приемами ночлега. Необходимо специально учиться, в хорошую погоду тратить целые дни на тренировку, добиваясь автоматизма в действиях, проводить вблизи жилья учебные занятия во время настоящей пурги.
В пургу надо специально выйти выше границы леса (но недалеко от нее для начала) и устроить учебный ночлег.
Пурги можно не бояться. А снежных лавин надо бояться. В лавине человек беспомощен. Никакие сознательные действия реально не приводят к успеху. Попадая в лавину, только случайно остаются в живых. Лавина — это «белая смерть», в нее попадать нельзя.
Убежать от лавины удается тоже только случайно. Не нужно переходить лавине дорогу.
Весной (да и в другие времена года при таянии снега) идут мокрые лавины. Но если при этом ночью значительный мороз (—10° и ниже), то утром, пока не потеплеет, лавин можно не опасаться (если не выпал свежий снег). К сожалению, только по отношению к мокрым лавинам строить прогнозы так легко.
Лавины из сухого снега идут в любое время суток, в любое время года. Сухие лавины могут быть из свежевыпавшего снега. Вероятность таких лавин особенно велика во время пурги и в первые несколько дней после нее. Но если задолго перед пургой не было снегопадов, то в первые, несколько часов после начала пурги, лавинная опасность невелика*. Во время пурги наиболее опасны подветренные склоны, и их нужно избегать для стоянки.
* Называть какие бы то ни было цифры невозможно, когда разговор ведется о лавинах вообще, а не о данном конкретном горном районе.
Во время пурги на Севере снег уплотняется ветром, и лавины бывают из плотного снега («лавины из снежных досок»).
Лавины часто бывают и из лежалого снега. Сцепление снега со склоном теряется вследствие перекристаллизации нижних слоев. Опасное состояние лежалого снега гляциологи определяют копая шурфы, но этот метод неприменим в лыжном путешествии.
Особенно опасны склоны, на которых образуются подушки снега многометровой толщины. Неопытный путешественник легко может принять снежные подушки за неровности склона. Надо уметь разглядеть под снегом настоящий склон. Это непросто, для этого надо изучать геоморфологию, много путешествовать и летом и зимой.
Каждый склон, засыпанный толстым слоем снега, в принципе лавиноопасен. Его следует обходить по обнаженным камням, по скалам. Выходите на «чистый» снежный склон только в том случае, если нашли основательную причину его безопасности. Опасный снег скапливается в углублениях склонов, в верхних наклонных цирках, на наклонных террасах, на склонах перевальных седловин (по причине ветрового переноса снега). Снег в виде лавин стекает по тем же путям, что и вода, — по отрицательным формам рельефа. Но именно по ущельям, распадкам, кулуарам самый удобный для человека путь в горах. Как раз по лавинным путям. И зимой приходится уступать дорогу лавинам, уходя на скалы и гребни.
Если горный узел засыпан толстым слоем снега и для прохождения его по хребтам, отрогам, контрфорсам у вас не хватает специального снаряжения или альпинистского опыта, поворачивайте назад. Какой смысл рисковать, будучи абсолютно бессильным?!
Здесь следует четко уяснить разницу между зимними альпинистскими восхождениями и лыжными путешествиями. Альпинисты зимой ходят, как правило, в хорошо изученных районах, там, где накоплен лавинный опыт, и они ставят себе цель — пройти определенный маршрут. А путешествуя в горах за сотни километров от людей, в районах малохоженых и труднодоступных, нужно поистине «перестраховаться» от лавин. Большой лыжный поход не теряет спортивного смысла, даже если пришлось с половины маршрута повернуть назад.
Лавины нужно изучать по первоисточникам — по книгам гляциологов, альпинистов, горных проводников, накопивших большой собственный опыт. Но, взяв в руки книгу о лавинах, следует прежде всего уяснить, о каком горном районе идет речь, потому что в разных горах лавины разные.
В одних горах снега больше, в других меньше, и лавины идут часто или очень редко. В одних горах снег и склоны таковы, что мчатся огромные лавины, в других ползут маленькие. Но и маленькая лавинка задавит насмерть!
Лавины идут во всех горах, где на безлесных склонах лежит снег. С очень крутых склонов снег сползает и в лесу.
В лыжном путешествии практически всегда можно найти лавинобезопасный путь. Не бойтесь обходов, не экономьте время!
Людям, живущим далеко от гор, не приходится наблюдать лавин. К сожалению, подчас начинают остерегаться их лишь после того, как погибнут знакомые или самим придется откапывать в лавине погибших.
Чем меньше вы разбираетесь в лавинах, тем больше склонов считайте лавиноопасными!
http://www.skitalets.ru/books/berman_ski/#m203
Обратите внимание на следующие строки
Во время пурги на Севере снег уплотняется ветром, и лавины бывают из плотного снега («лавины из снежных досок»).
Лавины часто бывают и из лежалого снега. Сцепление снега со склоном теряется вследствие перекристаллизации нижних слоев. Опасное состояние лежалого снега гляциологи определяют копая шурфы, но этот метод неприменим в лыжном путешествии.
Тоесть, для того, чтобы определить, представляет ли в данном конкретном месте угроза схода снежной доски, необходимо было выкопать шурф. Но в нашем случае туристы сделали далже больше - они сделали вертикальный срез снега . Если такая прослойка между снежными пластами наличествовала, то при рытьи углубления под палатку дятловцы ее бы наверняка заметили , так как готовили место они еще засветло. Или Вы считаете, что такие опытные туристы как Дятлов и Колмогорова не знали об опасности подвижек снега по перекристализированной прослойке и при обнаружении такой прослойки поставили в том месте палатку ?