Гостю 130159
Проекты УПК 1927 и 1928 года никогда не стали законом, ссылаться на них не стоит. В 1959 году действовал УПК РСФСР 1923 г.
Все ссылки на статьи в бланках допросов 1959 года относятся к УПК РСФСР 1923 года. В 1954 году была введена должность прокурора-криминалиста. Он обладал очень большими полномочиями и все, что в УПК относилось к ведению следствия, автоматически переходило на прокуроров-криминалистов. Если прокурор-криминалист взял на контроль УД, то милиция со своими органами дознания могла только стоять в сторонке и ждать когда им прокурор-криминалист даст задание. Чудинов дождался и участвовал в качестве ведущего допрос, т.е. выполнял функцию дознания.
Иванов был прокурором-криминалистом, он курировал и процесс дознания. Вел дознание так, как считал нужным и поручал проводить дознания тем, кого считал компетентным это делать.
О прокурорах-криминалистах:
История криминалистики
К 60-летнему юбилею службы криминалистики (1954-2014).
Проверка временем (у истоков создания службы криминалистики в Красноярском крае).
Датой основания службы криминалистики органов прокуратуры, а затем Следственного комитета Российской Федерации считается день 19 октября 1954 года, когда Указанием Генерального прокурора СССР № 3 / 195-2 была утверждена Инструкция «О прокуроре-криминалисте», в которой определялись обязанности прокуроров-криминалистов по внедрению в деятельность следователей прокуратуры технико-криминалистических средств и рекомендаций.
Выписка из Указания Генерального прокурора СССР от 19 октября 1954 г. № 3/195 «О работе прокурора-криминалиста»
В ближайшее время заканчивают работу организованные Прокуратурой СССР двухмесячные курсы по подготовке прокуроров-криминалистов.
В связи с этим предлагаю:
1. Прокуроров-криминалистов, окончивших курсы, закрепить на работе в следственных отделах, возложив на них проведение методической работы, организацию и контроль за выполнением приказов Генерального Прокурора СССР № 263 от 14 октября 1953 г. и № 191 от 31 августа 1951 г., а также заведование криминалистическими кабинетами.
2. Обеспечить необходимые условия для выполнения прокурорами-криминалистами возложенных на них обязанностей, не отвлекая их на другую работу.
3. Не допускать перемещения на другую работу или увольнения прокуроров-криминалистов без предварительного согласования с начальником следственного управления Прокуратуры СССР.
Этому событию предшествовала учеба на специальных 2-х месячных курсах прокуроров-криминалистов, организованных в г. Москве и г. Ленинграде и проходивших с сентября по октябрь 1954 года. Всего на учебу было вызвано 45 следователей из различных регионов страны, в том числе и из Красноярского края. Генеральный прокурор СССР предложил закрепить их на работе в следственных отделах, обеспечить им необходимые условия для выполнения своих обязанностей, не отвлекать на другую работу. Тогда же началось оборудование и техническое оснащение первых кабинетов криминалистики.
Как правило, на должность прокуроров-криминалистов назначались грамотные следователи, имевшие большой стаж работы, обладающие практическим опытом, пользующиеся авторитетом среди сослуживцев, проявившие себя по службе. Учитывая важность и перспективность для следствия этой должности и ее престижность, с целью повышения ее статуса, процедура назначения требовала обязательного согласования в прокуратуре СССР.
Необходимость введения в штатах органов прокуратуры должностей прокуроров-криминалистов диктовалась временем, бурным развитием техники, появлением новых видов преступлений, использованием преступным миром новых методов и способов совершения преступлений и сокрытия следов. Это диктовалось также последствиями войны, во время которой погибло много опытных следователей, а пришедшие им на смену кадры, не имели достаточных знаний и практического опыта. В этих условиях в 1949 году правительством принимается решение о создании при Прокуратуре СССР Института криминалистики, который начал интенсивно работать.
Своеобразными проводниками между криминалистической наукой и разрабатываемыми ею методиками и практикой стали прокуроры-криминалисты, обладающие, с одной стороны - юридическим знаниями, на уровне высших учебных заведений, с другой – имеющие богатый жизненный и практический опыт следственной работы.
При некотором сходстве в наименованиях должностей криминалиста в органах внутренних дел и прокурора-криминалиста в органах прокуратуры между ними при осуществлении их деятельности имелись существенные различия. Деятельность экспертов-криминалистов, имеющих узкую специализацию, заключалась в отыскании и изъятии следов и орудий преступления на месте события. Функции же прокурора-криминалиста и его полномочия были намного шире и масштабнее. Во–первых, он был наделен властными полномочиями прокурора (право возбуждать уголовные дела, отменять незаконные постановления, давать письменные указания и т.д.). Во-вторых, принимая участие в осмотрах мест происшествия, он руководил правильной организацией проведения данного следственного действия, применяя свои познания и навыки. В третьих, одной из главных задач прокурора-криминалиста заключалась в обучении следователей и других оперативных сотрудников прокуратуры тактике и методике прокурорско-следственной работы, внедрение в практику новых научно-технических средств и достижений науки.