Выдержки из ФЗ «О гостайне:
Статья 13. Порядок рассекречивания сведений
Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Основаниями для рассекречивания сведений являются:
...........................................................................
- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
............................................................................
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Ст. 14 Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну.
Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.
В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.
Ст. 15 Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений
Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос.
Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке.
Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях,
а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях
….............................................................................................................................
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина
….............................................................................................................................
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.
На 100% (даже не на 99) уверен, что КГБ собирал оперативно-розыскным путём какие-либо сведения об этой аварии. Даже если результаты этих мероприятий свелись к природно-стихийному характеру гибели, дело оперативного учета лбязательно должно было быть (правда не факт, что оно сохранилось, если ничего там существенного не было). И в том случае, если изначально у КГБ не было сомнений в природно-стихийной причине гибели, опросы, сведения от оперативно-агентурных источников КГБ должен был собирать, хотя бы для установления лиц распространяющих слухи, домыслы, которые могли вызвать напряженное состояние в обществе.
1. Допустим версию техногена в гибели группы. То есть, это чрезвычайное происшествие или катастрофа, угрожавшая безопасности и здоровью граждан. К тому же, это ещё и факт нарушения прав гражданина (смерть 9-ти человек). Всё это не подлежит засекречиванию. Если сведения гибели группы Дятлова от техногена до сих пор засекречены, то это нарушения ФЗ "О гостайне". Вывод: требовать рассекречивания можно
2. Допустим версию природно-стихийную. Предполагаем, что КГБ в любом случае собирал сведения, независимо от версии, в т.ч. сведения о распространяемых слухах и т.л. Сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности составляют государственную тайну. НО, у этих сведений различный срок засекречивания. Напр. если срок засекречивания сведений об источниках, силах, средствах, планах в отдельных случаях, может достигать 75 лет, то общий срок для сведений о результатах оперативно-розыскной деятельности - 30 лет. Требовать рассекречивания тоже можно (пытаться).
3. Допустим версию Ракитина. Здесь опять вступает в действие пункт о недопустимости засекречивания сведений о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина - смерть 9-ти человек. Требовать рассекречивания тоже можно.
А. Допустим, орган отвечает об отсутствии вообще таких сведений. Тогда у нас появляется возможность указывать на основание уголовной и другой ответственности за сокрытие сведений не подлежащих засекречиванию. Настойчиво, неоднократно, пытаемся достучаться, указывая на ответственность. И т.п. Вообще, на мой взгляд, запрос должен содержать настойчивое требование именно о рассекречивании сведений (как будто мы на 100% уверены в существовании этих сведений) , а не просьбы сообщить, имеется ли у органа какие либо сведения о гибели группы.
Б. Допустим, уполномоченный орган, к которому поступил запрос, отвечает о невозможности рассекречивания данных сведений, но тогда мы узнаем о самом факте существования засекреченных сведений. При этом, орган должен указать мотив по которому сведения не подлежат рассекречиванию. Двигаемся дальше. Допустим, орган отказал, указывая на законный мотив согласно которому сведения не подлежат рассекречиванию. Но мы, например, уверены, что орган скрыл реальный мотив, и этот реальный мотив не позволяет, согласно закону, удерживать сведения в грифе гостайны. Тогда мы обращаемся повторно, ссылаемся на основание уголовной и другой ответственности за удерживание сведений. И т.п. В общем, настойчивость в этом деле не помешает. В крайнем случае, этот орган, который считает нецелесообразным обсуждение гибели гр-пы Дятлова и встречу с исследователями (где то я видел ответ, кажется Кунцевичу или Коськину, с такой формулировкой), пойдет на какие то уступки.
Всё это в теории. Но попытка не пытка.
Отредактировано Никифор (2013-04-04 04:22:35)