В этой теме хотелось бы приводить все версии и заметки тех людей, которые имели непосредственное участие в поисках , но их слова не были занесены в протокол допроса.А также рассказы местных жителей.
У меня в процессе опроса родственников свидетелей той трагедии накопились некоторые рассказы,которые не хотелось чтобы пропали в личном архиве.
Постараюсь привести их здесь.
Скажи-ка,дядя...
Сообщений 1 страница 11 из 11
Поделиться12012-04-20 18:55:07
Поделиться22012-04-20 19:26:51
Лесник Ремпель Иван Дмитриевич
Татьяна Ремпель:
"Дедушка умер когда мне 3 года было, после Вижая они жили в Керчи, в Муроме, а потом переехали в Цимлянск (Ростовская обл.) там и осели - я самая младшая из внуков. Мой папа тогда там жил и помнит про эту трагедию, он помнит хорошо и говорит, что дедушка их сразу предупреждал что места там зимой непроходимые и живыми оттуда не вернутся... сказал, что случай закономерный и удивительного в том ,что они погибли, нет..."
Отредактировано Maria (2012-04-20 19:28:25)
Поделиться32012-04-20 19:37:19
Чеглаков Алексей Семенович с сыном Владимиром. Вижай.
Владимир Чеглаков
Мой отец был начальником пожарной охраны на Вижае , затем отрядным в зоне . По переезду на Бурмантово был начальником снабжения . Закончил службу на Шипичном - начальником зоны .
Чеглаков Алексей Семенович и Иван Жучков
Да фактически мой отец участвовал в поисках группы Дятлова в 1959году. Мне в то время было 3 года ,но я помню как отец уходил на поиски и у меня чувство страха от этого осталось . Когда стал постарше ,хотел у отца узнать что там случилось , он объяснял , что испытывали новое оружие и экспедиция попала в зону поражения . Это было секретно и по всей видимости с них брали подписку о неразглашении тайны . Кто много болтал тех уже в живых нет .Когда я учился в классе 5-6 на Вижае днём видел большой огненный шар ,который надвигался на гору Чистоп, очень похож на яркое солнце .
Как слышал я из воздуха изымали кислород .Теперь я понимаю ,что это могло быть вакуумное оружие. Распыление аэрозоли и подрыв её. Скорей всего они оказались не в эпицентре ,а на краю взрыва . После взрыва они могли ослепнуть и потерять ориентации на местности ,поэтому бежали все в разные стороны . Это не рассекречивают до сих пор . Это оружие страшнее ядерного. Что -то подобное было применено в районе Семипалатинска против китайцев, когда они перешли нашу границу, после события на Даманском острове.
И ещё, вполне достоверно ,что у одной из участниц экспедиции отец был высокоставленным военным чиновником ,и даже ему запретили проводить исследование .Уходя в экспедицию , они никого не оповестили ,где будут находится и поэтому попали в район испытания.
Шипичное ,Бурмантово,Вижай- это однотипные посёлки,везде заключённые и внутренние войска .У нас в лесничестве точно не знали , что экспедиция ушла на гору Мертвецов . На Урале не было такой горы, когда я там жил . Я узнал о её названии уже будучи на Камчатке . Название той горы придумано скорей всего после гибели экспедиции .
С мансями я сам ходил по лесу - охотился . Не могли они этого сделать . Был случай ,когда перегоняя оленей на новое пастбище , пол- стада оленей погибло ,видимо попали в такую же зону. Поэтому они сами этого боялись .
Вспоминает В.Андросов:
"Чеглаков Алексей Васильевич, очень хороший человек, нам всегда пацанам давал свое ружье сходить на охоту и не боялся его доверить. Я бы не дал, вдруг случайно застрелится или кого - нибудь застрелит. Он был безотказный. Он служил в пожарной охране, звание ст. лейтенант или капитан.Нач-к военизированной пож. команды.
На Вижае было 8-е отделение, Учеждения Н-248/8."
Отредактировано Maria (2012-04-20 23:36:50)
Поделиться42012-04-20 20:07:22
Иван Bасильевич Пашин ,на шапке кoкарда лесника.Второй манси и последний стоит Чеглаков А.С.
Фото с поисков дятловцев..
Рассказывает вижаец Владимир Андросов:
"Иван Пашин первый привел на Вижай людей со скотом, преодолев Уральский хребет. Раньше каждый год когда он жил на р.Печоре, охотился в этих местах, с дедом Сарапеном, проживавшим в 70 годах на 1-Северном. В феврале , таща за собой сани с продуктами питания и прочим скарбом они охотились, здесь в Матвеевской парме,здесь обитался соболь, а у них куница. Парма- это зырянское слово, обозначает "сопка, покрытая лесом". А название давали по каким-либо случаям или проишествиям. Границы Матвеевской пармы -от верховий Лозьвы до Ауспии.
Но умирать все-таки он решил на родине, в своей деревне. Его подняли на лодке с мотором до верховий Лозьвы по весне. Поднял Павлик Домбровский, наш Вижайский. Он перешел хребет, видимо на той стороне сделал плот и доплыл до своей деревни. И там умер. Хотя все его родные: жена, дети остались на Вижае. Сильный духом и твердой воли был этот человек. Он меня многому научил. И я всегда вспоминаю его с великой благодарностью.
Он эти места очень хорошо знал и поэтому и его привлекли к поискам. Простой человек не охотник, никогда не увидит то, что увидит глаз охотника.
Он первый нашел в лесу парня с девушкой, здесь под этим кедром нашел два тела, мужчины и женщины. Как он говорил, они сидели на корточках. У одного спички в руках, у другого сухие веточки. Короче, они так и замерзли, борясь за свою жизнь.
Отредактировано Maria (2012-04-20 20:09:57)
Поделиться52012-04-20 22:43:41
рассказ Владимира Андросова надо осмыслить.
А вот "здесь под этим кедром нашел два тела" - Андросов это говорит, показывая на фотографию?
Поделиться62012-04-20 23:10:26
рассказ Владимира Андросова надо осмыслить.
А вот "здесь под этим кедром нашел два тела" - Андросов это говорит, показывая на фотографию?
Да , когда ему показали несколько фотографий кедра ( с поисков)
Поделиться72012-04-20 23:29:50
Вспоминает Владимир Андросов :
"Про палатку он говорил, что нашли ее по флажку, заметенную снегом. Подробности я тебе не могу сказать, мне было 12-13 лет, но это я хорошо запомнил. Я у них молоко брал и он мне рассказывал про тайгу, охоту, он привил мне любовь к тайге.
Хребет они переходили как раз по этой мансийской варге, где потерялись туристы, эти места он очень хорошо знал. Варга -эта мансийская тропа. Манси зимой и летом ездят по ней на оленях. Туристы ведь шли именно по ней, по мансийской тропе на хребет.
Тропа начинается от р. Лозьвы, при впадании в нее р. Ауспии. Тропы очень заметны и широки, по ним манси перегоняют оленей на Урал весной, а осенью обратно в тайгу. Они шли по этой тропе. На хребте тропа исчезает т.к. нет деревьев и туристы идут сами дальше по своему маршруту.
Никто в наше время там не пропадал, единственный случай произошел в 1972 г., потерялся турист на Ленчи-Сяхль, это немного южнее. Перевод плакал человек. И мы его искали , но не нашли, искали около 2-х недель. Напрасно. Затем прилетел его отец генерал на вертолете, после наших поисков, бесполезно.
Манси в протоколе допросов также отразили, что никакие манси там не терялись. Манси говорят: манси не блудит, а долго ходит.
Манси, раньше всегда все носили косы и в них вплетались разные безделушки, но только не колокольчики. На Хой-Экве никогда никто не жил. Перевод Женщина-Царица. Согласен, что это место не исследовано, а жаль. Туда никто из мансей, на саму гору не ходит.
Дикие манси, это манси пришедшие с запада, в частности род Бахтияровых, про них и говорили раньше дикие люди. Нынешние манси забыли что это такое.
Живут и сейчас они около р. Тошемка, там их считаются родовые угодья. Старики все померли, остался один Прокопий с сыном.
«Куриков сказал, что около святой горы,где эта гора находится он не сказал, живут пять человек остяков. Они как дикари, не дружат ни с манси и не с русскими людьми. В г. Ивдель они никогда не бывают. И эти остяки могли убить туристов из-за того что они туристы хотели взойти на святую гору или из-за того что подумали, что туристы могли убить их оленей и лосей, которыми они питаются.»
Это Молебный камень, ранее почитаемая гора для народа манси. Находится в верховьях р. Вижай. Бахтияровы раньше там жили, недалеко от этой горы. Было много Бахтияровых и у меня в друзьях тоже были Бахтияровы, но увы... Сейчас наверное некому ходить на эту гору. Но Вижай многие переводят как святая вода, т.к. берет начало с Молебного камня. А род Куриковых, там никогда не жил, они жили севернее намного.
Ремпель там никогда не был. Он работал лесничим. И поэтому рекомендовал им идти по квартальной просеке. Может и не знал про тропу. Это самая лучшая дорога.
Вся тайга, или лесистая местность разрезана на квартала, в то время квартал имел размеры 8км х 4км. Затем 4х4, при мне квартала были 4х2км, а сейчас когда я с поселка стали 2х2км. И именно это имел Ремпель в виду, когда говорил про просеку, ширина просеки составляет 1метр, затесана с трех сторон затесками, мимо не проедешь.
Перевал Дятлова назвали после гибели туристов. А тропа там существовала сотни лет, как там начали жить манси, так и появились тропы. Это как дороги, без них никуда нельзя попасть. Ни в гости ни на охоту, оленей на Урал гонять надо, там происходит отел. Тропа это мансийская цивилизация, она может идти на хребет (Урал) дальше через Урал, в Пермскую область, в Коми, на р. Обь, в тундру, через поселки. Это как наши автодороги.
Не моя версия, что их погубила стихия, как бы не тяжело им было (снег, ветер), палатку тем более никто бы не покинул. Они задыхались без воздуха, его не было, или был в недостаточном кол-ве. Вот они и рванули, кто в чем. А затем эта волна прошла, воздух для дыхания появился, но мороз и раздетые люди... вот и финал.
Не сгущай краски, кто сказал, что он ответил, все это чепуха. " Ведь Дятлов сказал Ремпелю , . что решит как идти, только на Втором Северном. Почему он так сказал - загадка . Что там могло решиться на втором северном". Была тропа и по ней они пошли, это самый легкий путь и короткий, И никаких загадок тут нет и еще раз нет, это так понятно. Выбирали более хорошую дорогу. По "кварталке" они бы плелись очень долго, по тропе намного быстрее и короче.
" вот почему они оказались в таком невыгодном месте на склоне Холат Чахля ?" Почему невыгодном склоне. Там нормальный склон, нормальное место. Вопрос, почему он поставил палатку не в тайге, а на открытом склоне? Вот в чем причина и она самая главная. Поставь в тайге и может все были бы живы.
Почему они не спустились? Хоть и говорят, что он опытный турист был, якобы хотел на г. Отортен по-раньше выйти и прийти засветло. Турист со стажем ,а тем более опытный, не поставит палатку, там где ее нашли. Конечно можно выдвинуть версию, что кто-то ее переставил в период трагедии, так как было выгодно кому-то.
Сейчас трудно что-нибудь объяснить и понять суть происшедшего, но что-то их до смерти напугало, коль голыми рванули, одеться было некогда.
Поеду в Ивдель привезу фото Пашина И.В., он мой учитель в таежной жизни, это он меня своими рассказами и обратил в охотника. Живы еще его сын и дочь
"Я видела в инете слова племянника лесника Пашина ,он говорил , что ему дядя расказывал об оранжевомс цвете лица у дятловцев."
Пашин И.В. не упоминал об цвете лица, это было его воспоминание, в моем лице он нашел хорошего слушателя. Я его не перебивал, а он рассказывал, но мне это было не очень в ту пору интересно. Я заинтересовался идолом "ЗОЛОТАЯ БАБА". Я ему о бабе, а он мне о своем...
Племянник , это Валера Плотников, моего друга брат. И мой тоже друг. Он живет недалеко от меня,я ему позвоню, уточню.
Да, он утверждает, что И.В. рассказывал, что лица были немного желтоватые. Я этого не помню. Валера младше меня на 6 лет. Наверно,каждый запомнил больше то , что его потрясло в тех рассказах...Может действительно были желтые лица. Но как они в зимнее время пожелтели? Топливо? Но это же поверхностно, тот же снег мог все следы смыть. Тогда бы и на снегу что-нибудь осталось, на палатке, как более близко расположенной к взрыву.
Местные жители, это надо считать только народ манси. А мы все приезжие, кто-то в 30-х годах основал поселок Вижай и остался жить там, затем бывшие зеки, в основном после сталинских лагерей, кто сидел все остались и пустили корни, приезжие как мы, трудармейцы (немцы), полицаи после отсидки (домой боялись ехать). А манси местные и никто из них никогда название не меняли, они чтут прежние названия. А русским это не надо, менять названия, это им не поплечу. Я всегда гордился, что живу в мансийском крае, и названия рек, гор, меня полностью устраивали. Многие названия, т.е. перевод на русский я знаю, может и сейчас кое-что забыл, но вспомню.И еще просто если кто-то из местных русских пошел на пер. Дятлова, могли сказать, что пошли в верховья Ауспии. (Верхуспией).
Манс. тропа идет вдоль р. Ауспия и не куда не сворачивает. Повторяю, никакого перевала там НЕТ. Ровное место. Потерявшиеся шли строго по тропе. Где закончился лесной массив, естевственно тропа исчезла.
Я смотрел эти 6 фото. На 4-х где пишут про лабаз (которого я не увидел),одно и тоже место. А два фото у палатки, тоже одно и тоже место. Итого: на шести фото, два места и они разные. Обычно лабаз, если он был, устанавливают не в снегу, так как звери могут наити и растащить, или сами люди могут потерять это место. А на высоком месте, чтобы он был виден издалека. Между двух рядом стоящих деревьях устанавливают поперечены (толстые стволы деревьев, диаметром 12-14 см. для прочности. А на них кладут что хотели оставить, продукты, что-нибудь лишнее из одежды, запасные лыжи ну и т.д. Рядом привязывают горелую большую тряпку, запах тряпки будет отпугивать зверей или стрелянние гильзы от ружья, они пахнут порохом, ну что-нибудь пахучее, кусочек тряпки подержанный в бензине ну и т.п. А лабаз в снегу могли сделать только отчаянные ИДИОТЫ!!!!!! Ничего не понимающие в тайге, короче дилетанты и таких гнать надо из тайги. У все у них надо сначало экзамен принимать типа "Основы выживания в тайге ", а потом только пускать по маршруту. Меньше будет ЧП. Когда- нибудь и до этого дойдут. Так, что там два места и они разные, ты правильно определила. А эту группу людей которая утверждает, что это одно и тоже место пошли к офтальмологу, пусть их проверят.
Слово "Лабаз" , само по себе предусматривает установка запаса чего-нибудь на деревьях, но никак не в снегу. Они не могли так поступить и воткнутая лыжа, тем более одна, а где вторая??? Ее нашли. Нет. Не мог же кто-нибудь из них оставить свою лыжу и дальше идти на одной.
Интересно а в том делеком году мог ли кто-нибудь проити раньше по этому маршруту в ноябре например и оставить лыжу воткнув ее в снег. В ноябре тоже снегу там много.
Майя, возможно они с собой забрали лыжи туриста который заболел и вернулся с 41-го квартала. Как запасные. Кто-то может сломал лыжу и они просто воткнули ее в снег, как ненужную и пошли дальше. Поисковики стоят на утрамбованном месте, можно предположить, что именно там проходила лыжня погибших и произошла замена лыж. Сломанную выкинули, а эту воткнули в снег, вдруг пригодится на обратном пути.
Я не против ссылки на меня, все нормально. "
Отредактировано Maria (2012-04-20 23:52:13)
Поделиться82012-04-20 23:46:07
Разрешаете ли это в раздел "Интервью" на сайте поместить?
Поделиться92012-04-20 23:50:43
Разрешаете ли это в раздел "Интервью" на сайте поместить?
Конечно можно, Владимир дал согласие, что будет использоваться его имя. Это неполное интервью, я ему задавала многие вопросы.Просто все не привела полностью.
Поделиться102012-04-21 12:09:25
Videlson написал(а):
Конечно можно, Владимир дал согласие, что будет использоваться его имя. Это неполное интервью, я ему задавала многие вопросы.Просто все не привела полностью.
А как прописать название? Мол, интервью Maria с тем-то, или Ваше имя/псевдоним какой написать?
Вообще будем рады видеть на сайта еще больше разных бесед с участниками поисков/их родственниками :)
Поделиться112012-04-24 11:17:52
с моей стороны можете использовать мое второе имя Мария,если надо для дела ,в скобках добавьте мои паспортные имя фамилию , я не скрываюсь от полиции. )но это может быть необязательно )