Начало
http://pereval1959.forum24.ru/?1-2-20-0 … 1239285651
Продолжение 1
http://pereval1959.forum24.ru/?1-2-20-0 … 1271254329
Продолжение 2
http://pereval1959.forum24.ru/?1-2-0-00 … 1353086405
Подробности:
«Инсценировка как понятие»
начало http://pereval1959.forum24.ru/?1-2-20-0 … 1290524695
Продолжение
http://pereval1959.forum24.ru/?1-2-20-0 … 1290956216
«Палатку нашли лётчики»
начало http://pereval1959.forum24.ru/?1-37-0-0 … 1349785309
Продолжение http://pereval1959.forum24.ru/?1-37-0-0 … 1352994385
Каждый год в зимних горах случаются смертельные трагедии: туристы гибнут от переохлаждения, от травм. Причиной травм, как правило, являются падения с высоты и попадания в лавину. Однако трагедия группы Дятлова в этом скорбном списке на особом месте.
Собранные материалы указывают на обстоятельства и странные (бегство из палатки без обуви и тёплой одежды, характер и локализация, необъяснимое поведение туристов у кедра), и подозрительные ( пропажа части тёплых вещей, оставленная без внимания следствием радиационное заражение вещей, пропажа дневника С. Колеватова, упорное нежелание властей хоронить ребят в Свердловске, присутствие высокого партийного и военного начальства), и алогичные (как с такими травмами можно было добраться до кедра, как получилось, что раненые были живы дольше невредимых туристов, зачем было резать крышу палатки - ведь выход был в порядке). Они - словно детали гигантского puzzle, который можно попытаться собрать по кусочкам.
Наиболее логично начать с характера травм. Их локализация (у всех верхняя часть тела), размер (около 30 см. при травмах груди), а также вывод эксперта о примерно одинаковой силе воздействия, позволяет дать простое и ясное объяснение: трагедия началась внезапно с внезапного и страшного удара по палатке чем-то, имевшим конкретные, ограниченные размеры и вес. НЕЧТО ударило, прокатилось, проскользило над ними, когда они лежали рядышком.
… Когда что-то рухнуло и пронеслось по краю палатки, обрывая растяжки и засыпав снегом скат палатки – общий крик ужаса: ‘’ Лавина!! Засыпало! Все наружу! Все вниз!’’ Когда авторы описывают происходившее в палатке в первые секунды, то это как правило: «крики и стоны раненых» . Но ведь Тибо не мог кричать – он был сразу же оглушен. Дубинина не могла кричать – её травма не позволяла и вздохнуть. Кричать мог только Золотарев, хотя ему, скорее всего, перехватило дыхание и, кроме вопля ужаса, вряд ли кричал что-нибудь информативное вроде «помогите, я ранен, меня раздавило». Получается, кричали как раз невредимые - те, кто был у другого края палатки. Кричали не от растерянности и страха, это были скорее призывы к действию, а также команды руководителя покинуть заваленную палатку.
…Далее возможны два варианта, первый: раз дана команда «все вниз!!» и - побежали вниз по склону. «Все вышли? – вроде бы все! - Колеватов, проверь тех, кто у входа и догоняйте!» …
Такой вариант, в принципе, возможен, но многочисленные трагедии и катастрофы последних лет, где мы видели людей, выскакивающих, в чём есть из рушащихся в результате катастроф жилищ, показали: люди выбегают из дома, отбегают на безопасное расстояние, и, сбившись в кучу, в ступоре смотрят на руины. Через какое-то время оцепенение проходит, и тогда уже кто-то рыдает, кто-то звонит спасателям, кто-то бросается к завалу. Так проявляет себя врожденная программа поведения, приобретённая человеком за долгий путь эволюции. Нельзя без ума убегать от разрушенного жилища - это гибель. И ребята вряд ли могли без оглядки бежать по рыхлому снегу 1.5 км. не попытавшись ни разу остановиться, оглянуться, одуматься. НЕЧТО должно было являть собой такую опасность, при которой - и оглянувшись, и одумавшись они всё-таки уходили от палатки. Вспомним, как потом про ребят друзья говорили следователю: «Их могло испугать только нечто «совершенно чрезвычайное». Так на фронте убегают от прямого огня за ближайшее укрытие – а там уже смотрят: все ли целы?
Также, людьми, знавшими Дятловцев, предлагался другой вариант – одного из туристов потащило прочь и: «Товарищ должен быть спасён!!» - за ним бросаются не раздумывая, кто в чём был.
В любом случае, спустившиеся вниз разводят сигнальный костёр, пытаясь собрать всех, с ужасом понимают, что четверых с ними нет. О том, что их друзья могли быть ранены, они даже не подумали – ведь всех вроде бы одинаково присыпало и всё!? – «А если эта штука прокатилась по палатке и их придавила? Где они? Что с ними?»
Главные силы брошены на то, чтобы отыскать остальных. Вот для чего эти неимоверные усилия: попробовать поднять повыше, как на маяке, сигнальный огонь, выломать в ветвях «окно» - возможно палатку им просто не видно. Они чуть ли не зубами готовы были ветки грызть! Вдруг они в это окно увидят ответный сигнал от палатки или к ним из темноты подойдут отставшие ребята. Это была убийственная работа, в самом прямом смысле. Может быть, без неё у погибающей группы и был какой-то шанс, они от него отказались.
Дальше - тишина. Пятеро замерзли внизу, вымотанные бесплодными усилиями найти и спасти остальных.
Трое раненых скончались в палатке без дополнительных мук от бессмысленной транспортировки. Первой погибла Люда, затем Николай Тибо. Их тела были вынесены из палатки, где остались и замёрзли в обнимку последние: Золотарёв и Колеватов. Судьба Саши Колеватова была особой. Он среди них единственный не имел травм, во всяком случае - серьёзных, он был довольно тепло одет. Его дневник пропал. Возможно, именно он светил себе фонариком, когда делал прощальную запись в дневнике около палатки, где на его глазах только что умерли раненые друзья. Он вынес из палатки тела умерших Люды и Коли и остался в палатке, рядом с раненным Золотарёвым, согревая его своим теплом. Саша, скорее всего, умер самым последним.
……Поиски группы начались 21февраля с облёта территории; сначала на Як-12, затем был вызван самолет Ан-2, как имеющий лучшую навигационную аппаратуру.
Местный Глава района Проданов, общаясь с авиаторами, настоятельно просит: коль ими будет обнаружено, что группа погибла - не орать во всю Ивановскую, а сначала сообщить тихо, Ему лично: обычное желание любого начальника. Работники местного аэропортика и не подумали ослушаться.
Тем временем в Ивдель прилетели еще 3 экипажа из 123-го авиа-отряда и 3 экипажа эскадрильи ПВО из Арамиля. Кроме того, в расположении поисковиков оказались несколько вертолетов.
В эти дни авиапоиски ведутся «по направлениям» и результатов не приносят. 24 фвр Ортюков договаривается с командованием округа о выделении ещё трёх бортов: это - два вертолёта и самолёт(?).
Принимается решение: в связи с достаточным количеством авиа-средств, изменить схему поиска, и приступить к прочёсыванию территории по квадратам. Летчики 123-го а\отряда должны были обследовать западный склон, летчики ПВО восточный. «Головной» самолет, командиром которого был П. Гладарев со штурманом Карпушиным, ведет связь всех экипажей.
Самолёт ретранслятор, в отличие от остальных, должен находиться над вершинами хребта, соответственно - над зоной безлески.
Поскольку вылет происходил особый, организаторы старались предусмотреть возможность сразу сесть к обнаруженной группе (промедление могло стоить кому-то жизни), для этого - обеспечить вертолётную поддержку. Первый же вылет по новой схеме принёс результат: 25 февраля штурманом Карпушиным и лётчиком Патрушевым на склоне горы обнаружена изорванная, но устоявшая палатка и два тела возле неё. Затем, по рассказам обоих лётчиков к палатке прибыл вертолёт.
Вполне возможно, что это был вертолёт уже находившийся в воздухе как участник массового вылета. Поскольку в поисковой группе было достаточно вертолётов, возможно - в этот день на место прибывает не один борт.
Прибывшие дознаватели обнаруживают картину, как минимум говорящую о том, что палатку что-то раздавило. Возможно также какие-то неизвестные нам предметы и свидетельства.
Палатку осматривают, тела забирают. В ходе этих манипуляций растаптывают снежную стенку, которую мы видим на фотоснимке установки палатки, обваливают задние стойки, часть вещей забирают с собой ("Стенгазета") , несколько вещей (тапочки-шапочки-рулон киноплёнки) роняют возле палатки, и улетают. Ночью перевальный ветер выравнивает снег над "уроненной" палаткой.
В Ивделе - студенческие поиски идут своим чередом. О том, что палатка найдена, причём при самых подозрительных обстоятельствах, знают лишь единицы из числа местных властей, пилоты с самолёта–ретранслятора и военные лётчики которым «достался» восточный склон.
Власти докладывают в область, областные власти, попросту говоря - "тормозят": дело уже к вечеру и решение откладывается "до завтра".
Река поисков делится на два рукава: местных властей и студенческий, причём власти находятся под таким впечатлением от находки, что про студенческие поиски просто не в состоянии думать. Тем более, принимать какие-то решения: например - остановить поиски, тем более, что вечером 25 в Ивдель прибывают ещё группы поисковиков.
А 26 к засыпанной снегом палатке выходят студенты-поисковики Слобцов и Шаравин и объявить, что четвёрку уже нашли и вывезли - становится совсем неловко, никто не хочет брать на себя разрешение этой ситуации. Тела четверых попадают скорее всего в морг какой-то в\ч. В середине марта тела Люды и Коли по словам Патрушева он самолётом доставляет в Свердловск.
Между тем, властям не понятно, что же случилось. Они знают больше чем остальные, но ясности никакой. Поэтому на поиски прибывают и авиа-генерал Горлаченко, под руководством которого планируются и ведутся какие-то полёты, когда пятеро тел найдены, а по остальным ясно - из долины Дятловцы не ушли.
Из Москвы срочно вызваны видные деятели туризма – тем, конечно, рассказали, как выглядела истинная картина места происшествия, но, увы - загадка ими тоже не разгадана.
Как ни удивительно, но поиски смешанным составом (студенты и военные) продолжались вопреки, даже мнениям студентов, предлагавших оставить место трагедии до начала снеготаяния. На перевале за это время побывали не только прокурор-криминалист Иванов, но и глава района Проданов, альпинист-физик Абрам Кикоин, журналист-хроникер всей истории Григорьев. Если добавить к этому описание происшествия 17 марта, сделанное студентами, то можно предположить, что группу военных незаметно «усилили» наблюдательными и образованными студентами, ибо решения загадки у властей всё-таки не было.
В середине апреля проводятся допросы родственников и в них озвучиваются достаточно прямые соображения о том, что четвёрка находится не на перевале, что четырех человек подобрала некая «аэроразведка», что, судя (по тем вещам, которых не хватает) четвёрка значительно теплее одета. Возможно родные ненайденных, задействуют все свои возможные связи; так или иначе – но ситуация с четырьмя не найденными и не похороненными доходит до самого верха.
У «самого верхнего» человека была личная драма: его сын-лётчик, ровесник Дятловцев «пропал без вести» во время боевого вылета, и это обстоятельство, эта невозможность проститься, знать родную могилу оказалось ему близким и понятным. «Вернуть родителям тела их детей!» - приказал известный волюнтарист, и его нимало не заботило, как будут выкручиваться из ситуации местные власти.
И где-то во второй-третьей декаде апреля, во время пересменки студенческих групп некие люди соорудили пещерку с настилом и принялись ждать печальный груз. Однако, случилось непредвиденное: за ночь снегопад или ветер заровняли вход в приготовленную пещерку и пришлось срочно творить новую пещеру, и уже там срочно прятать привезённые тела – время пересменки было ограничено. После этого – лагерь поисковиков переносят в долину Лозьвы. И в начале мая поисковики группы Аскенадзи – находят последнюю четвёрку.
Отредактировано Helga (2012-11-19 19:55:25)