Погода
По данным карт погоды с 29 января по 1 февраля над районом, где проходил лыжный маршрут туристов, господствовали циклоны, которые обуславливали относительно теплую погоду. 30 января циклон, с центром над Баренцовым морем начал передвигаться на юго-восток. 31 января центр этого циклона располагался над южной оконечностью о. Новая Земля, а 1 февраля – над северо-западной частью Западной Сибири. 2 февраля на Северном Урале в тылу отходящего балтийского циклона возникла область повышенного давления (см. рис. 1).
Рис. 1. Фрагменты карт давления на уровне моря и высоты геопотенциала на уровне 500 гПа Европы и сопредельных территорий с 30 января по 2 февраля 1959 г. (все данные на 00 часов по UTC). Источник: wwwwetterzentrale.de.
Примечания. Различными цветами показаны значения геопотенциала (легенда размещена справа, значения в декаметрах), давление на уровне моря (в гПа) показано изобарами (белые линии). T – центр циклона, H – центр антициклона. Красным кружком обозначено место аварии.
Средняя, минимальная и максимальная температура накануне, во время и после трагических событий в населенных пунктах[10], образующих четырехугольник, в пределах которого расположен район событий, представлена на рис. 2. Во всех четырех пунктах средняя и максимальная температура 31 января и 1 февраля имеют незначительный разброс: в пределах 1–2 градусов C. Учитывая то, что 31 января и 1 февраля во всех этих населенных пунктах температуру воздуха определял один и тот же обширный циклон, а также с учетом возможного влияния фёна[11] на температуру воздуха на подветренном склоне ГУХ, можно с достаточно большой уверенностью предположить, что 1 февраля средняя, максимальная и минимальная температуры на восточном склоне ГУХ в районе аварии составляли не ниже: -10 градусов C, -6 C градусов С и -16 градусов C, соответственно. Кстати, о фёне на восточном склоне ГУХ говорится в дневнике группы в записи от 31 января, сделанной И. А. Дятловым: «ветер западный, теплый пронзительный, скорость ветра подобна скорости воздуха при подъеме самолета».
Рис. 2. Максимальная, средняя и минимальная температура воздуха (в градусах, C) в населенных пунктах, расположенных вблизи места аварии, с 30 января по 2 февраля 1959 г. Источник данных: http://www.tutiempo.net/en/Climate.
На последних фотографиях туристов, сделанных во время установки палатки 1 февраля 1959 г. в конце светлого времени суток (и несколько раньше на водоразделе р. Ауспия и р. Лозьва) видна метель (возможно низовая, учитывая влияние фёна на осадки). Известно (например, Астапенко П. Д. «Вопросы о погоде». 1982), что метелевая обстановка обычно возникает при прохождении атмосферных фронтов, и длительные затяжные метели чаще всего возникают на теплых фронтах. Есть интересные наблюдения по следам оленей «на пьедесталах», сделанные в горных тундрах Кольского полуострова (статья О. И. Семенова-Тян-Шанского в сборнике «Методы учета численности и географического распределения наземных позвоночных». 1952), которые возникали, если животные оставляли следы перед метелью или во время метели. Исходя из этого и учитывая то, что ниже палатки сохранились аналогичные следы туристов можно предположить, что в районе аварии метель продолжалась, по крайней мере, со второй половины дня (1 февраля), когда туристы поднялись на перевал и до момента спуска туристов вниз по склону (поздним вечером того же дня). Таким образом, 1 февраля во время аварийной ситуации у палатки, стояла не очень холодная погода с низовой (или общей) метелью[12]; которая определялась балтийским циклоном, судя по тому, что в снегу хорошо отпечатались следы туристов, температура воздуха была близка к максимальной (-6 градусов C) или даже несколько выше. Ветер был северо-западным (или западным), поскольку известно, что в циклонах ветер дует против часовой стрелки, вокруг центра низкого давления, а центр балтийского циклона 1 февраля находился северо-восточнее места аварии.
Также необходимо отметить следующее, вечером 1 февраля район аварии оказался в тылу уходящего балтийского циклона. В горных условиях при подобной синоптической ситуации в зимних условиях может возникать холодный резкий, как правило, очень сильный ветер – бора (ранее о возможности возникновения боры говорилось в версии пластовой лавины). Бора обычно возникает при приближении сформированного в холодной воздушной массе антициклона или его гребня к невысокому горному кряжу или хребту с севера. Стремительно спускаясь вниз по невысокому горному склону, холодный воздух вытесняет располагающийся ниже более теплый воздух, возникает очень сильная турбулентность, порождающая множество вихрей, ветер у поверхности земли носит шквалистый характер, с резким изменением направления и скорости. Классические примеры боры – это Новороссийская бора (скорость ветра может достигать 60 м/с) и сарма, возникающая в устье р. Сарма, впадающей в оз. Байкал (скорость ветра от 15 до 40 м/с; Астапенко П. Д. «Вопросы о погоде». 1982). 25 января 1959 г. лесничий Вижайского лесничества И. Д. Ремпель, ознакомившись с маршрутов туристов, предупредил их, что «в зимнее время идти по уральскому хребту опасно т.к. там имеются большие ущелья, ямы в которые можно провалиться и кроме того там свирепствуют сильные ветры, сносят людей» (из материалов уголовного дела, источник: http://pereval1959.forum24.ru/?1-9-0-00 … 0-20-0#027). Местным жителям было известно, что «когда на гольцах закурится снежная дымка, так бури жди, беги вниз в лес» (блокноты Г. К. Григорьева, источник: http://infodjatlov.narod.ru/Bloknoty_Grigorev_bf.doc).
Сноски
[10] Западные населенные пункты расположены примерно в 200–220 км, а восточные – в 100–120 км от места аварии.
[11] По классической схеме фёна воздух, переваливающий горное препятствие, вначале охлаждается, поднимаясь по наветренному склону, а затем нагревается, опускаясь по подветренному склону. Так как изменение температуры воздуха при подъеме и опускании происходит с разной скоростью, то опустившийся вниз воздух может оказаться теплее, чем он был до начала его подъема. В этом и состоит тепловой эффект фёна. На подветренных склонах хребтов фён может размывать облачность атмосферных фронтов, способствовать прекращению или ослаблению осадков. Для возникновения фёна должны складываться благоприятные синоптические условия, способствующие направлению воздушного потока через горное препятствие под углом, близким к прямому по отношению к направлению хребта (Астапенко П. Д. «Вопросы о погоде». 1982). При опускании на каждые 100 м воздух нагревается примерно на 1 градус C. Обычно фён продолжается менее суток, но иногда длительность доходит до 5 суток (http://ru.wikipedia.org).
[12] Из показаний нескольких свидетелей по уголовному делу о гибели туристов известно, что в нескольких десятках километрах юго-восточнее от места аварии в конце января – начале февраля 1959 г. происходила исключительно сильная метель (некоторые свидетели говорили о сильной метели с 1 на 2 февраля), после которой температура воздуха опустилась до -30 градусов С и ниже (см. например, показания свидетеля М. Т. Дряхлых и В. А. Попова на сайте: http://pereval1959.forum24.ru/?1-9-0-00 … 1328146265).
Отредактировано Aleksandr (2012-11-20 13:23:28)