энсон написал(а):Ну, во-первых тот кто хотел скрыть преступление мог и не знать о ТП, лично я о них узнал впервые их сериала CSI, при чём там они так описаны, что о чём идёт речь, мне стало ясно, только когда я влез в тему Дятловцев и понял, что такое ТП. В детективах того времени, мне, что-то не припоминается никаких ТП.Да я то же не утверждаю, что его нашёл. Но есть факт, ТП не соответствуют. Образование, а тем более перемещение после разморозки невозможно. А при известном приходиться выбирать между «хуже» и «ещё хуже».
То, что в детективах того времени Вы не встречали трупные пятна, еще ни о чем не говорит. О значении месторасположения трупных пятен криминалисты знали давно.
Свернутый текст
В полдень 12 ноября 1889 года на столе для препарирования в лекционном зале Лакассаня на медицинском факультете Лионского университета лежали останки трупа из Миллери.
Пустым и покинутым выглядел обычно заполненный студентами зал. На последнем ряду сидел инспектор Жом. Лакассаня окружали Горон, прокурор Берар, зять Лакассаня доктор Этьен Ролле, его ассистент доктор Сэн-Сир, а также едва скрывавший волнение доктор Поль Бернар, который первым обследовал труп из Миллери еще в августе.
Александр Лакассань был человеком среднего роста. Из-за своих больших усов этот сорокашестилетний мужчина казался гораздо старше. Он был страстным поборником судебной медицины. В те времена резиновые перчатки были так же мало известны, как и холодильники, поэтому он обычно работал голыми руками. Ему редко удавалось избавиться от трупного запаха, исходившего от его рук. Лакассань был родом из Каор и учился сначала в военной школе в Страсбурге. Затем работал военным врачом в Северной Африке и уже там заинтересовался судебной медициной. Среди солдат и сброда преступников Туниса и Алжира были очень распространены татуировки. Это побудило Лакассаня заняться изучением татуировок с целью использования их для идентификации. Так все началось. Лакассань чувствовал, что судебная медицина открывает окно в новый мир, который в эпоху индустриализации и социальных потрясении со всеми вытекающими отсюда последствиями для медиков и криминалистов должен быть тщательно изучен. В 1878 году появился его "Очерк по судебной медицине", и, когда в 1880 году в Лионском университете была создана кафедра судебной медицины, Лакассань стал первым профессором этой кафедры. Жизнелюбие, личное обаяние, обширные медицинские, биологические и философские познания сделали его за несколько лет серьезным соперником корифеев парижской школы судебной медицины — Орфилы и Девержи.
Лакассань внес существенный вклад в разработку основных вопросов судебной медицины и гигиены. Он работал над методами определения причин смерти. Он знавал еще морги, оборудованные колокольчиками для вызова сторожа, которыми могли воспользоваться принятые за умерших, а на самом деле заснувшие летаргическим сном. Самым распространенным "методом определения смерти" было зеркало или перышко, которые подносили к носу и рту умирающего, чтобы определить, дышит ли он еще. Полной уверенности в диагностике смерти не было. Девержи иногда прибегал к отчаянному средству. Он делал надрез груди в области сердца, просовывал палец и таким образом проверял, бьется ли оно. Лакассань же разработал вопрос о трупных пятнах. Их возникновение он объяснял тем, что после прекращения кровообращения кровь опускается вниз, что ведет к появлению серо-фиолетовых пятен на коже. Криминалистическое значение этого явления трудно переоценить. Этот процесс происходит в течение определенного времени и начинается обычно через полчаса после смерти. В первые десять-двенадцать часов появляющееся пятно может исчезнуть, если на него надавить, потому что кровь уйдет из-под кожи под действием нажима. Лишь позднее кровь проникнет в саму ткань кожи, и удалить ее нажимом уже не удастся. Эта особенность позволяла установить время наступления смерти. В течение нескольких часов после смерти трупные пятна могут переместиться, если изменить положение трупа. Кровь опустится в расположенные внизу части тела. Потом этот процесс прекращается. Если трупные пятна обнаружены на теле и сверху, это свидетельствует о том, что на протяжении определенного времени положение трупа было изменено. Лакассань старался точно определить это время.
Аналогичные явления возникали в связи с окоченением трупа, на которые впервые в 1811 году обратил внимание Пьер Нистэн из Бельгии. Он точно описал процесс окоченения трупа, который до него на протяжении столетий порождал бесконечные домыслы. По системе Нистэна окоченение начиналось с мышц челюстей, распространялось на шею и руки и, наконец, на ноги и стопы, чтобы спустя некоторое время в обратном порядке исчезнуть. Обычно оно исчезало на третий или четвертый день. Окоченение трупа также оказалось важным признаком для определения времени наступления смерти. Лакассань установил, что окоченение начинается не с челюстей, а с сердца. Он изучил также вопрос охлаждения трупа. Уже пионеры судебной медицины пытались изучить, сколько времени занимает процесс охлаждения трупа, потому что при несчастных случаях или убийствах это позволило бы установить время наступления смерти. Так было установлено, что в течение первых четырех часов после смерти температура тела понижается на один градус по Цельсию в час. Но и здесь было много неясного. Все это породило знаменитую фразу Лакассаня: "Нужно уметь сомневаться". Потому что именно загадки и сомнения толкали его на их разрешение. http://evcppk.ru/100-let-kriminalistiki/page/3/
Так что, не обратить внимание на то, что расположение т.п. не соответствует расположению тела, Иванов никак не мог. Вопрос в том, почему он не придал этому значения ?
На мой взгляд, из этой ситуации для Иванова, как для следователя, было три выхода.
Первый : он должен был задать эксперту дополнительные вопросы и выяснить, при каких условиях возможно перемещение уже образовавшихся трупных пятен. Например, есть ли вероятность перемещения их после размораживания ? Могло ли произойти так, что трупные пятна вошли в стадию гипостаза ранее окоченения или оледенения тела ? Могут ли пятна, описанные им как трупные, иметь другое происхождение ?
Если эксперт отвечает утвердительно на первый вопрос - все нормально, можно на несоответствия не обращать внимания. Совесть следователя в этом случае чиста.
Если следователь получает утвердительный ответ на второй вопрос - тоже можно дальше не заморачиваться, списав на то, что тела могли переворачивать сами туристы. Но этот момент должен быть отображен в Постановлении о прекращении УД.
Если эксперт ответит утвердительно по третьему вопросу - пусть указывает вероятные причины .
Если на все вопросы эксперт ответит отрицательно , значит , как ни крути, нужно искать тех, кто мог переворачивать тела после их смерти. Ибо на природную стихийную силу это списать нельзя.
Второй выход : убедить Возрожденного написать " правильные" протоколы. Чтобы трупные пятна были в его актах там, где им и нужно быть в случае некриминальной смерти туристов от переохлаждения .
Третий выход – прикинуться ду ра чком, который не знаком с азами криминалистики и не задавать никаких дополнительных вопросов. .
Как то не хочется верить, что Иванов избрал третий вариант.
Но это только одна сторона вопроса . А есть ведь и другая. Если все таки допустить, что тела кто-то после смерти переворачивал, то возникает вопрос : кто, когда и зачем ?
Снова же могут быть варианты.
1.Двоих на склоне перевернул кто- то из дятловцев. Но так как пятна не переместились, он должен был их переворачивать после прохождения стадии стаза , а это значит после 10-12 часов после смерти. Но куда при этом девать трупное окоченение, которое может еще и не завершилось к тому времени, но все же началось ? И зачем на живот ? И зачем придавать динамическую позу ? Ну не умерли же они на спине в такой позе . И как быть с временем жизни в 6-8 часов, который им дал Возрожденный ?
2.Дятловцев переворачивали те, кто прибыл на место трагедии в промежутке между 10-12 и 16 -18 часами после их смерти . Только в этом промежутке гипотетически могли сложиться такие условия, при которых трупные пятна вошли в стадию гипостаза, то есть уже не могли перемещаться, трупное окоченение не наступило окончательно а тела еще не успели оледенеть.
На первый взгляд это не увязывается с окровавленным снегом под лицом Колмогоровой и слоем полульда - полуснега под Слободиным . Но если предположить, что они первоначально, как и Дятлов, умирали на спине, а в это время шел сильный мокрый снег, то теоретически такое возможно. Снег не успевал таять на лице Зины и окрашивался кровью, которая сочилась из ссадин. Потом он окончательно примерз и в таком виде ее перевернули. Если у Слободина изначально были мокрыми свитер, и брюки, снег тоже мог налипать, одновременно при этом примерзая. Это согласуется и с образованием наледи на лице и подбородке Дятлова. Иначе как она могла образоваться , если он умирал на спине ? А если он умирал лицом вниз, то когда же его перевернули, что трупные пятна переместились на спину ? Кстати, как уже отмечалось, поза Дятлова наиболее соответствует позе человека, умершего от переохлаждения. И полусогнутые ноги, и приподнятые над телом сжатые в кулаки руки. Против того, что Дятлова могли переворачивать, говорит и то, что он лежал , пригнув березку. А если березка была у него между рукой и торсом, то тем более.
Трудно представить, что Слободин , а особенно Колмогорова, умерли именно в известной нам позе, пребывая при этом на спине. Скорее всего, если т.п. на спине, умерли они в положении, сходном с положением тела Дятлова. Или все же можно представить ?
Если, допустим, они не сами так на спину упали, а их что-то с силой отбросило и, проломив корку наста, они погрузились в плотный снег . Который и зафиксировал подобную позу на спине. Как считаете ?