Я немного о юношестве Семена поразмыслил, и о его семье. Семён школу в 20 лет окончил. Отец фельдшер, мать – домохозяйка. Нельзя сказать, что люди зажиточные были. По родственникам своим знаю (именно по их рассказам про до войны и после), фельдшер очень небольшую зарплату получал. Явно в колхозе семья не работала, иначе мать он в анкете колхозницей записал бы. Правда у фельдшеров, учителей, почтовиков, в сельской местности, реальные деньги были в течение года, в отличие от колхозников, которые за трудодни работали. Но по окончании сезона, когда трудодни отоваривались, и колхозники реализовывали свою часть урожая, их общий доход за год значительно был выше зарплаты служащих. Всё это конечно относится к богатым колхозам, но на Кубани они все такие были. Да и вообще, колхоз обязан был своим колхозникам помогать: лошадей для вспашки под картошку выделял, корм скотине, и т. п, То есть, подсобное хозяйство с помощью колхоза можно было содержать (в т. ч. и подворовывать в колхозе, как рассказывали, повсеместно и поголовно это было). А в отношении служащих колхозная помощь не распространялась . А Семен стремился 10-ти летку окончить, среднее образование получить. Возраст у него такой уже был, и одеться надо было поприличней и карманные деньги иметь., с девчонками погулять, гармошку купить. А в сельской местности не работать до 20-ти лет, это вообще нонсенс был. Но у Семена цель была – среднее образование, а потом, наверное, мечта в институт поступить. И родители его поддерживали в этом, не требовали бросить образование и работать идти. Вкладывали в него. Учитывать ещё надо, что в 1940 году обучение в 8-10 классах платное было, 150 рублей в год. Примерно соответствовало месячной зарплате фельдшера, а мать не работала. Трудно, наверное, это для семейного бюджета было. Хозяйство они конечно держали, но, не работая в колхозе, это трудно тогда было.
Хотели родители, чтобы сын образованным, уважаемым человеком стал. Вряд ли Семен тогда думал о физкультурном институте и о том, что по горам и турбазам до 38 лет скитаться будет.
И тут война. Вроде и живой, даже ранений не было, и высшее образование после войны получил, а семьи нет, и финал – жуткая смерть у горы Мертвецов.. А человек хороший по всей видимости был. Ничего мы о нем пока негативного не узнали. И веселый, и коммуникабельный, непритязательный и о старенькой матери заботился. Жалко, очень жалко человека.
ПС: У меня бабушка до войны учительницей начала работать в селе. как раз в 1940 году. В богатых колхозах, рассказывала, где то с 37-38 годов, колхозники нормально жили. Но ей колхозники всё равно завидовали, т. к. она зарплату каждый месяц получала, и в сельском магазине отовариваться могла и в городе. Но она всегда отмечала, что прожить на эту зарплату с семьей трудно было, без помощи колхоза, и не имея подсобного хозяйства.
Отредактировано Никифор (2013-04-05 03:28:05)