форум проекта Хибина-файлы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » форум проекта Хибина-файлы » Исследования фотографий » штукенция рядом с мансийским знаком


штукенция рядом с мансийским знаком

Сообщений 1 страница 30 из 120

1

А это что за штука? Все же видели этот снимок. Ан не берестой березка обернута. А чем и зачем?
http://i.piccy.info/i7/ebc1c8bf048d0969c65cc8ffaeb58d92/1-5-6602/20072143/obertka.jpg

0

2

Videlson написал(а):

А это что за штука? Все же видели этот снимок. Ан не берестой березка обернута. А чем и зачем?

Лично моё мнение, что рядом с тамгой, манси могли оставить и бересту для разведения костра,заботясь о будущем привале. Попытаюсь расспросить об этом у Николая Фомина.

0

3

Мне ответил местный житель ,что это оставили кусок бересты для будущего костра. Там рядом должен был быть костер. Манси,если у них остаются неиспользованные бревна для костра , они их ставят прямо под деревом,прислоняют как можно прямее , чтобы не намокали .

0

4

Maria написал(а):

Мне ответил местный житель ,что это оставили кусок бересты для будущего костра. Там рядом должен был быть костер. Манси,если у них остаются неиспользованные бревна для костра , они их ставят прямо под деревом,прислоняют как можно прямее , чтобы не намокали .

Спасибо за сведения! На сайте к каждой фотографии из похода будут подписи, так вот такие мелочи очень важны для полноты картины.

0

5

Maria написал(а):

них остаются неиспользованные бревна для костра

По-моему, на переднем плане ,как раз, что-то напоминающее брёвна.

0

6

сложенные не по-мансийски )   по туристки. наверно)

0

7

Вот фото чума , покрытого берестой.Фото из альбома Валентина Якименко.  1963г.

Чум изготовлен из кусков вареной в воде бересты и затем сшитый.

http://uploads.ru/t/W/K/s/WKsJ8.jpg

0

8

http://uploads.ru/i/2/t/o/2to1l.jpg
А про это местные говорят ,всё-таки, что это не лабаз, а именно могила шамана. Вобще местные говорят, что манси хоронили раньше на деревьях, но сейчас так не хоронят-только в коробах. А вот то, что хоронили сидя-все говорят, что это ерунда.

0

9

Malecon написал(а):

А про это местные говорят ,всё-таки, что это не лабаз, а именно могила шамана. Вобще местные говорят, что манси хоронили раньше на деревьях, но сейчас так не хоронят-только в коробах. А вот то, что хоронили сидя-все говорят, что это ерунда.
Подпись автора
Свежий ветер избранных пьянил...


Не знаю, какой  это местный такое сказал ?! никакая это не могила). Манси хоронят своих зарывая неглубоко в землю, и ставят небольшой сруб, чтобы звери не растаскали останки человека.Я видела мансийские могилы - они в длину как гробы, только в виде  домика  с крышей.Домовина - у нас тоже есть такое понятие.

манси издавна  строили  лабазы на таких высоких столбах , сохраняли добычу от всех зверей , но главным образом от мышей.
Ставят лабаз на уровне не менее одного метра от земли , все столбы покрывались узким куском бересты, шириной 10-15 см  чтобы мыши не могли попасть к мясу. А в поселках применялся кусок жести.. ханты делают надпила тоже на уровне 1 метра и мышь не залезет. А росомаха любит ходить за оленьими стадами, там больше пищи.
Это настоящий временный лабаз для хранения убитого зверя на несколько дней. мясо которого манси не может вывезти за один раз.Это сейчас манси имеют автомобильный транспорт -убил зверя ,разделал на месте,погрузил на электросани и сразу вывез всю тушу. А раньше тушу вывозили частями, она лежала на таком высоком лабазе и дожидалась хозяина )

0

10

Меня интересуют жерди - бревна позади лабаза. те,что сложены в конус , как каркас для охотничьего  чума.

0

11

Maria написал(а):

.Это сейчас манси имеют автомобильный транспорт -убил зверя ,разделал на месте,погрузил на электросани и сразу вывез всю тушу. А раньше тушу вывозили частями, она лежала на таком высоком лабазе и дожидалась хозяина )

Однако мы тоже такую штуку на берегу Ауспии видели. Странно, что вилка-ложка есть на всех фото, а эта хабазина практически нигде, хотя  - на той же тропе.

0

12

Таких " хабазин "  много по тайге можно увидеть, как мне расказывали.
это те ,которые построены крепко  , из хорошей древесины ,они  еще стоят  в  тайге, не  до конца еще сгнили. Наверно летом это строение  скрыто деревьями, вписывается органично в окружающий лес  ,  и можно пройти,не заметить.

Может быть современные манси -охотники еще и делают такие лабазы, не знаю .

0

13

http://uploads.ru/t/z/4/H/z4HhB.jpg
http://uploads.ru/t/U/6/Y/U6YMG.jpg
http://uploads.ru/t/l/c/F/lcFYx.jpg
http://uploads.ru/t/s/b/O/sbOE4.jpg
Мансийские могилы

0

14

http://uploads.ru/t/z/W/a/zWaOI.jpg
http://uploads.ru/t/3/D/R/3DRWn.jpg
http://uploads.ru/t/D/5/W/D5Wne.jpg
http://uploads.ru/t/1/I/d/1Id2u.jpg
мансийские лабазы

0

15

Maria написал(а):

Не знаю, какой  это местный такое сказал ?! никакая это не могила).

Быть может, а про то, что раньше манси хоронили на деревьях рассказала Вера Александровна ,можете сами у неё спросить  8-)
http://uploads.ru/i/g/I/q/gIqVl.jpg
( Мансийская могила. Роется неглубоко - около 60 см, затем над ней сооружается небольшой сруб. Покойного везут на нартах. Оленей закалывают и поедают, а нарты, перевернув. водружают над могилой.)

0

16

Maria написал(а):

манси издавна  строили  лабазы на таких высоких столбах

http://uploads.ru/i/A/l/o/Alodj.jpg
(Традиционный лабаз - сумъях - для хранения припасов и вещей.)
http://uploads.ru/t/9/r/Z/9rZQo.jpg

Отредактировано Malecon (2012-04-15 23:14:21)

0

17

а раньше покойника оставляли прямо на нартах,завернутого в саван )
Заметили ,на некоторых могилах лежат обломки нарт?

про то,что хоронили на деревьях - я не знаю. не слышала . потому что не интересовалась )теперь обязательно спрошу)

0

18

Maria написал(а):

Это настоящий временный лабаз для хранения убитого зверя на несколько дней

Ну на нём же не написано-"лабаз".   8-)

Maria написал(а):

Меня интересуют жерди - бревна позади лабаза. те,что сложены в конус , как каркас для охотничьего  чума.

Да никакие это не жерди  8-) А целые деревья ,даже с ветками-сравните толщину с рядом стоящими деревьями :flag:
"для чума шесты делают ровные прямые и лёгкие при этом стараются их обтёсывать в форме эллипса в сечении." (С)

0

19

Maria написал(а):

про то,что хоронили на деревьях - я не знаю. не слышала . потому что не интересовалась )теперь обязательно спрошу)

Заворачивая в шкуры, но так уже давно не хоронят.

0

20

Malecon написал(а):

Ну на нём же не написано-"лабаз".   

Maria написал(а):

Меня интересуют жерди - бревна позади лабаза. те,что сложены в конус , как каркас для охотничьего  чума.

Да никакие это не жерди   А целые деревья ,даже с ветками-сравните толщину с рядом стоящими деревьями 
"для чума шесты делают ровные прямые и лёгкие при этом стараются их обтёсывать в форме эллипса в сечении." (С)
Подпись автора
Свежий ветер избранных пьянил...

для туристов надо надписывать над строением  "лабаз " .Вы это хотели сказать?))

ну дык , я и сказала  тоже -бревна.)

Отредактировано Maria (2012-04-15 23:48:21)

0

21

"Захоронения детей на деревьях были распространены и у финно-угорских народов - хантов и манси, хотя они хоронили их не на ветвях деревьев, а под корнями или в дуплах, но также завернув в бересту. В XIX в. на деревьях в ящиках, колодах или люльках хоронили умерших младенцев и ненцы. Нганасаны хоронили детей и подростков в деревянном гробу, установленном на столбах высотой в человеческий рост (может быть, потому, что в тундре не было деревьев?). Детей заворачивали в шкуры и сверток помещали в небольшой ящик или колоду и подвешивали на ветках деревьев. Сходным образом поступали и энцы."
"Племена самоедов — хантов, селькупов, ительменов и прочих «кишкоедов» (так аборигенов называют оседлые сибиряки) — предают умерших сородичей земле, как предписано порядком. И только племя Кедра поступает иначе. С виду его представители — обычные люди севера, ведущие адаптированный к современности образ жизни. Они могут наведываться в города и поселки за солью и патронами (а винтовки носят — как горожане носят зонтики в дождливую погоду, поскольку занимаются исключительно охотой, а еще рыболовством). Но вот свои внутренние дела племя Кедра первым встречным не демонстрирует. Это родовое табу. Сам кедр считается у племени не только праотцом всех существующих самоедов, но и тем местом, куда должен возвратиться отбывший положенный на земле срок самоедский охотник и рыболов. Свои кладбища они устраивают в непроходимых чащобах, куда доступ чужим закрыт."

0

22

тогда рядом с тропой ставить могилу не будут  наверняка.

0

23

Maria написал(а):

тогда рядом с тропой ставить могилу не будут  наверняка.

Так может в то время тропы ещё не было? И непонятно где сделано это фото-на тропе или нет?

0

24

дятловцы же шли по тропе и по Ауспии, менялись,  если по реке пройти нельзя - поднимались на тропу

0

25

Дятловцы еще  фотографировали   эту штуковину - бересту  у  якобы катпоса.Наверняка где - то рядом был настоящий, да  и у них есть на фотопленках настоящий . Значит , охотились там манси, а разве они будут ставить могилу там , где охотятся и где туристы ходят по их тропам.

0

26

Maria написал(а):

Значит , охотились там манси, а разве они будут ставить могилу там , где охотятся и где туристы

Не знаю  :stupor:  Но говорят, что у шаманов были всегда "воздушные " захоронения. Попытаюсь узнать у "спецов". 8-)

0

27

нормально ,мненравится .захоронили шамана на тропе , по которой летом оленей гоняли .Пусть охраняет .)

0

28

спрашивала у всех подряд местных . кто понимает в обычаях манси .к то сними общался. про захоронение шаманов. Вера Александровна пока не откликнулась. Никто не слышал про захоронение в лабазе шаманов. Откликнулся один охотник,сказал ,что "тоже читал, но всего один раз, что иногда манси шаманов хоронили в лабазах, но повторяю, это единичный случай, исключение из правил. Кто писал, и когда не помню."

0

29

Вера Александровна мне так ответила про могилы шаманов:

"Шаманов хоронили по-разному - по обычаям разных родов.
И на деревьях тоже. И на земле - в деревянных "срубах". Сейчас многое утрачено.   Так хоронят у нас всех манси -в землю, делая своеобразные срубы, иногда ставят нарты . А шаманов давно нет. Но я говорю исключительно о небольшой группе ивдельских манси!"

Значит, как хоронили шаманов - зависело от рода манси.

0

30

Последним ивдельским шаманом был Степан Куриков. После него еще немного шаманил Пеликов .

0


Вы здесь » форум проекта Хибина-файлы » Исследования фотографий » штукенция рядом с мансийским знаком