Тайна горного перевала Римма ПЕЧУРКИНА
27.04.99 Областная газета (Екатеринбург) Журналистское расследование
В ИСТОРИИ гибели группы туристов на Северном Урале в начале февраля 1959 года (о ней "ОГ" рассказала ) есть некая магическая сила. Недаром все снова и снова возвращаются к ней журналисты, а писатели находят материал для самых замысловатых сюжетов.
Это не только наш земляк Юрий Яровой, написавший по горячим следам повесть "Высшей категории трудности". Это и маститый московский фантаст Сергей Алексеев - поиски таинственных подземных кладовых приводят героя его романа "Сокровища Валькирии" на печально знаменитый перевал Дятлова, где произошла трагедия.
Ох, как опасно, оказывается, нашему брату-журналисту прикасаться к этой истории! Думалось мне, что познакомлю читателей "ОГ" со своим добрым знакомым Юрием Юдиным, десятым членом группы Дятлова, оставшимся в живых по стечению обстоятельств, и отойду в сторону. Буду следить за расследованием трагической загадки по публикациям коллег, как 40 лет подряд, с того момента, когда мы, студенты Уральского университета, узнали о ЧП от своего преподавателя А.Матвеева, известного топонимиста - это на него обычно ссылаются авторы публикаций, расшифровывая название места, где разыгралась драма: Холат-Сяхль, гора Мертвецов.
Александр Константинович пришел тогда на лекцию в походном снаряжении и сказал, что, возможно, ему предстоит отправиться на поиски пропавшей в горах группы...
С этого момента черная тень той беды время от времени маячила на горизонте. Но стоило почитать вместе с Юдиным архивное "дело" о гибели туристов, пройти с ним по двум-трем адресам людей, которые принимали участие в поисках, - и все, пропала! Не отпускает перевал Дятлова, забирает время и мысли.
Множество встреч - в Екатеринбурге, Ивделе, Москве - до сих пор не принесли ответа на главный вопрос. И все же хочется "отчитаться о проделанной работе", чтобы, во-первых, хоть как-то упорядочить скопившуюся информацию, а во-вторых, пригласить к совместному поиску истины наших уважаемых читателей. Ну и, в-третьих, коль не получается пока ответить на вопрос, что же было на перевале Дятлова, попробуем высказать соображения о том, чего же там не было.
Думаю, что не было "зачистки", то есть убийства членов группы Дятлова, ставших, возможно, невольными свидетелями секретных испытаний, некой спецкомандой, получившей задание во что бы то ни стало сохранить государственную тайну.
Дело не только в том, что вблизи палатки, разрезанной ножом изнутри и спешно покинутой туристами, не было обнаружено никаких следов посторонних людей, что характер травм, полученных туристами, не вписывается ни в какой реальный вариант расправы над ними. Главное - не выдерживают критики факты, на которые ссылаются приверженцы страшных версий.
Конечно, наша жизнь дает множество поводов для всяческих подозрений. Но порой рождаются они от элементарной невнимательности. Например, усмотрел мой коллега из другого, весьма уважаемого, издания пустое место в одном из машинописных протоколов осмотра места обнаружения четырех (из девяти) погибших туристов и встрепенулся. Ага, пробел в несколько строк не случаен. Не иначе как вытравлены какие-то обличающие факты! А посмотрел бы господин подозревающий, что рядом подшит экземпляр того же протокола, только подлинный, от руки написанный. А там в "подозрительном" месте - рисунок настила, построенного в долине ручья ребятами, терпящими бедствие. В машинописный вариант рисунок перенесен не был. Вот и все! Вот тебе и таинственный пробел.
Авторы версии про "зачистку" сделали потрясающее "открытие": убитых ребята разбросали-де по склону с вертолета. Одно из "доказательств": под замерзшим телом Ю.Дорошенко (его нашли под кедром у потухшего костра вместе с Ю.Кривонищенко) оказались кедровые сучья, не иначе как сбитые во время падения с вертолета. Но ведь из той же публикации следует, что товарищи сняли одежду с тех, кто, видимо, погиб раньше других. Значит, тело Дорошенко сдвигали, поворачивали. Стоит ли удивляться, что под ним оказалась ранее обломанная ветка?
К чему только не цепляются охотники за "жареным". Где, мол, у ребят лыжные палки, почему в документах не упомянуты? Злые люди-де, пряча концы в воду, палатку переставили, вещи в нее перенесли, а про вот палки забыли.
Между тем, в протоколе осмотра места происшествия так и написано: "Палатка растянута на лыжных палках, закреплена веревками". Брезентовый "дом" у дятловцев был немаленький, из двух сшитый. Кольев для его установки в безлесном месте требовалось много, едва ли не штук двадцать!
Вот и нашлась "потеря"! Да, на лыжных палках версию о зверском убийстве вряд ли построишь. Так же, как на "неопознанных" вещах.
Опознанием занимался Юдин. Его вызвали в Ивдель и предъявили привезенные с г.Холат-Сяхль в двух больших рюкзаках пожитки его друзей. Он называл, кому именно, по его мнению, принадлежит свитер, шапочка, ковбойка. Десятки, если не сотни предметов. Несколько вещей Юрий не опознал. Чем и вызвал у нынешних следопытов новые подозрения. Если не знает Юдин, кому принадлежит пила двуручная, стало быть, есть повод думать, что притащили ее на гору не кто иной, как тайные убийцы.
Коллеги, читайте "дело" дальше! Разборка вещей была продолжена в Свердловске, там в ней участвовали родные и близкие погибших. Злосчастную пилу признал турист Слава Хализов - он ее взял у знакомого начальника инструментального участка и дал с собой в поход другу, Коле Тибо. И никакие "злодеи" тут ни при чем.
Так же, как и в случаях с ножнами, найденными в районе расположения палатки. У одного из авторов публикации о дятловцах они почему-то "двоятся", ему показалось, что ножен было двое, и он удивляется, куда это они таинственно исчезли, почему дальше нигде не упоминаются. Опять намек на чьи-то "черные", преступные руки.
А все просто. Ножны "воссоединились" с ножом, для которого были предназначены. Финский нож с черной пластмассовой ручкой принадлежал Саше Колеватову и как память о нем был позднее передан (вместе с чехлом) его сестре Римме Сергеевне.
Перечень несуразностей у приверженцев наиболее жуткой версии можно продолжить. Чего стоит, например, утверждение одного из авторов, вынесенное аж на страницы центральной прессы, что 40 лет назад туристы брали с собой в поход не одеяла, а исключительно спальные мешки!
Могу сослаться на собственный скромный туристский опыт студенческих лет: в конце 50-х годов самым типичным походным "спальником" было общежитское суконное одеяло. Но весомее, видимо, будет авторитет Ю.Юдина, прошедшего с дятловцами всю подготовительную стадию и прекрасно знавшего, что ребята взяли с собой именно одеяла.
Любители криминала повторяют записанное в протоколе мнение Владислава Карелина, участника поисков пропавшей группы, о том, что так сильно, до панического бегства, могла напугать дятловцев лишь вооруженная группа людей числом не менее десяти. С Владиславом Георгиевичем мы не раз встречались. Он вспоминает, что эта запись появилась в результате настойчивых наводящих вопросов следователя Л.Иванова, который в начале расследования разрабатывал версию о мести туристам местных манси за вторжение в их священные места. Версию вскоре отбросили как нелепую, а фраза осталась.
Думается, преднамеренного "злодейства" на Холат-Сяхле 40 лет назад не было. А непреднамеренное свершилось! Оставим пока в стороне поиски первопричины трагедии, то есть ситуации, заставившей ребят раздетыми выскочить из палатки и броситься прочь, вниз по склону. Обратимся к страницам столь же загадочным - обстоятельствам гибели четырех дятловцев, которые были найдены в начале мая, то есть три месяца спустя после гибели, в ручье, в полутора километрах от палатки.
- Тут начинается совсем другая история, - вздыхал Юрий Юдин, добравшись мыслями до страшной майской находки. И в самом деле. В отличие от остальных товарищей по несчастью, погибших от холода, у троих, найденных в мае, экспертиза обнаружила травмы, несовместимые с жизнью.
А ведь от палатки они бежали все вместе! На продутом ветрами склоне сохранилась по меньшей мере восемь пар следов. До ручья преодолели три каменных гряды. По мнению большинства участников поисков, с кем приходилось обсуждать ситуацию, побиться на этих камнях немудрено, особенно на бегу да в темноте. Но...
"Многооскольчатый вдавленный перелом черепа", который зафиксирован у Николая Тибо-Бриньоля, в этой ситуации, видимо, возможен. Что касается травм, полученных Людой Дубининой и Сашей Золотаревым....
Опытный криминалист П.Грицаенко объяснял мне, что двухсторонний перелом ребер возможен при ударе или давлении на корпус широкой поверхностью. Если же тело сдавлено сбоку, то возможен односторонний перелом по подмышечной линии. Петр Петрович в расследовании обстоятельств гибели туристов не участвовал, он пришел в областное бюро судебных экспертиз позднее, сменив на посту эксперта Б.Возрожденного, которому как раз и довелось вести в 1959 году то расследование.
Поэтому "заочно" Петр Петрович никаких заключений не делал, он только по моей просьбе немножко просветил меня теоретически. Но его слова вспомнились, как только я наконец решилась присмотреться к тем страшным фотографиям, которые хранятся в "деле". Воспроизводить снимки в газете мы не будем - не позволяют ни их качество, ни содержание. Повторим фото, снятое в походе, - оно уже было в газете. На нем - веселые, живые, именно те, кто пару дней спустя был смертельно травмирован. Все, кроме стоящей справа Зины Колмогоровой.
Первый слева - Коля Тибо-Бриньоль. Рядом с ним Люда Дубинина. Затем Саша Золотарев. Коля и Саша поменялись головными уборами. Кому не известно, что старая фетровая шляпа - излюбленное украшение головы "графа де-Бриньоля", как его называли в шутку. У Коли выразительные ушные раковины - ни с кем не спутаешь. На посмертном снимке видно характерно очерченное левое ухо человека, лежащего за спиной другого, более крупного. У того, кто впереди, удержался на голове как раз такой головной убор - берет ли, кепка ли, принадлежащая Золотареву, а на "живом" снимке надетая Тибо-Бриньолем.
Лежат они оба на правом боку - поперек, чуть наискось бурного весеннего ручья. У Золотарева, заметьте, выявился при вскрытии правосторонний перелом ребер. У Тибо - разбит правый же висок. Чуть ниже по течению зависло на покатом порожистом дне еще одно тело с вскинутыми вверх, как бы закрывающими голову руками. Видимо, Саша Колеватов.
Отчего мы, однако, кустарно гадаем, кто есть кто? Неужели в "деле" не зафиксировано, в каком положении найден каждый? Увы, именно так. Лишь в одном случае сказано определенно: труп опознан, это Дубинина. Ну еще бы не отличить одну девушку от трех парней!
Ситуация отчасти понятная. Это поначалу на поисках пропавших товарищей собрались чуть не все туристы УПИ. Ближе к весне студенты уехали доучиваться, в горах работали в основном военные, не знавшие погибших в лицо. К тому же вода и время сделали свое дело.
Ребят достали из ручья еще до приезда прокурора и следователя. Их травмы обнаружились только в Ивделе, и переломы костей как-то не связались с положением тел в ручье. А если связать?
Люда Дубинина стоит на коленях, прижавшись к крутому уступу. Полусогнутые руки вскинуты вверх, как бы цепляются за уступ. Голова лежит на нем щекой. Рядом мчится водопад.
У Люды, прижатой всем корпусом к уступу, - двухсторонний перелом ребер.
Конечно, можно предположить, что тело во время таяния снегов осело, изменило положение. Но трудно представить, что замерзшее, закостеневшее, оно могло бы так "вписаться" в сложный рельеф.
Посмотрев на снимки, в этом пункте со мной согласился наш редакционный юрист В.Малкин (опять совпадение - Владимир Федорович в молодости работал в Павлодаре под началом Льва Никитича Иванова, основного следователя по делу о гибели группы Дятлова).
С какой стати живые, пусть и раненные ребята выбрали бы себе для временного приюта такое неудобное, круто падающее, каменистое место? И разве уложили бы их тут товарищи, если бы они сами были беспомощны?
Рядом, на берегу ручья, поисковики обнаружили настил из пихтовых стволов с несколькими предметами одежды на нем. Судя по расположению погибших, двое из них, найденные рядом, как бы в обнимку, двигались именно к настилу. Золотарев нес Тибо-Бриньоля на спине, перекинув руку товарища через свое плечо.
Это уже не моя догадка. Егор Семенович Неволин, бывший радист Северной геологоразведочной экспедиции, а ныне житель Екатеринбурга, трудившийся в поисковой группе от начала до конца, именно так обрисовал ситуацию, только имена (кто кого нес) назвал другие. Но фотография - это документ.
Возможно, Коля Тибо оказался травмирован раньше товарищей - сведения о расположении травмы черепа в "деле" расходятся, не исключено, что травм было две. Юра Дорошенко и Юра Кривонищенко, похоже, погибли от холода первыми. С них сняли одежду, чтобы согреть других. Часы Кривонищенко оказались вторыми на руке у Тибо.
Оставшиеся в живых разделились: трое пошли к палатке за одеждой и продуктами, другие стали готовить укрытие в защищенном от ветра месте.
Представьте долинку, заваленную сдутым с гор снегом. Здесь его слой - по свидетельствам очевидцев и фотоснимкам - до 6- 7 метров толщиной. Под ним пусть не столь бурный, как весной, но незамерзающий ручей. Крутое, из вздыбленных валунов, дно.
Когда Золотарев с Тибо за плечами пробирался через русло ручья, они потревожили мощную снеговую массу. Она хлынула с бортов долины, накрыла, придавила ребят... Характер полученных ими травм очень точно вписывается в эту версию.
Еще одно косвенное доказательство. Настил из пихт был найден целым на глубине 2,5- 3 метра от поверхности снегового покрова. Скорее всего, он был устроен в норе, вырытой в заснеженном склоне, и тоже оказался погребенным под обвалом.
Все это несколько напоминает "лавинную" версию участника поиска дятловцев Моисея Аксельрода. Только "лавина" случилась не на горе, а в долине, и имела сугубо локальный характер. Снегу же, напомним, внизу куда больше, чем наверху....Я смотрю на давние снимки, и холодок догадки леденит душу.
- Все окажется очень просто! - предполагал Ю.Юдин. Неужели он прав?
Но первопричина события вовсе не столь проста. Хочется, чтобы поиск истины стал коллективным. Ведь те, кто причастен к тайне, упорно хранят молчание.
В следующих публикациях - о том, как Юдин двигался "от печки", уточняя время события. О том, что думают по поводу уральской загадки наши московские собеседники - исследователи аномальных явлений и знатоки ракетно-космической темы.
ТАЙНА ГОРНОГО ПЕРЕВАЛА-2 Римма ПЕЧУРКИНА 28.05.99
Областная газета (Екатеринбург) Журналистское расследование
К НАИБОЛЕЕ последовательным приверженцам ракетно-космической версии гибели группы Игоря Дятлова (см. , ,.) можно отнести мастера спорта по туризму В.Карелина. Владислав Георгиевич, участник поисков пропавших лыжников, немало времени потратил позднее на разгадку причин трагического происшествия. Посылал запросы в космические службы, скрупулезно анализировал публикации об освоении околоземного пространства.
По его версии, виной всему - неудачный запуск космической ракеты Р-7, знаменитой "семерки" Королева. К тому же разряду явлений В.Карелин отнес пролеты таинственных небесных тел 17 февраля и 31 марта 1959 года, виденные многими случайными наблюдателями от Нижнего Тагила до Полуночного и зафиксированные в "деле" о гибели группы Дятлова.
За 1 или 2 февраля (т.е. дни трагедии) таких свидетельств в "деле" нет. Правда, есть радиограммы руководителя поисков Евгения Масленникова в Ивдель, в чрезвычайную комиссию: "Хорошо бы уточнить, пролетала ли над районом аварии метеоракета нового типа вечером первого февраля". Остается гадать, что же послужило поводом для такого запроса, - то ли свидетельства очевидцев, по каким-то причинам не зафиксированные в "деле", то ли предположения поисковиков, возникавшие задним числом, по аналогии с явлениями, виденными 17 февраля и 31 марта.
ГОДЫ спустя авторы газетных публикаций будут - не то случайно, не то намеренно - вносить в даты путаницу. Например, встречаются утверждения, что группа Карелина, будучи в походе на гору Ойка-Чакур, видела таинственный летающий объект 17 февраля, а студенты пединститута А.Шумков, В.Шавкунов и другие наблюдали подобное явление в самом начале месяца. Однако, стоило чуть приблизиться к фактам, и оказалось, что вышеупомянутые будущие педагоги были в походе как раз в группе Карелина и, стало быть, никаких загадок на северных небесах ни первого, ни второго февраля видеть не могли. (Хорошо бы откликнулись те, кто видел).
Кстати, какое число брать за основу? Первое или второе? С этим пытался разобраться, будучи недавно в Екатеринбурге, Юрий Юдин, десятый член группы Дятлова, свернувший тогда с маршрута по состоянию здоровья. В своих рассуждениях он "плясал от печки". В палатке, спешно покинутой туристами, сохранилась походная железная печка, которую подвешивали под коньком палатки и топили маленькими полешками. В "деле" зафиксировано одно большое полено, принесенное, видимо, с предыдущей стоянки. Но участники поисков, с которыми довелось поговорить Юдину (профессор УГТУ-УПИ В.Лебедев, инженер оптико-механического завода В.Брусницын) припоминают, что видели у стенки палатки и другие дровишки.
То есть печку топить собирались. Но не успели. Ее даже не вытащили из чехла. Выходит, если "плясать от печки", ребята покинули палатку 1 февраля вечером. Судебно-медицинская экспертиза зафиксировала, что последний прием пищи был у них за 6- 8 часов до гибели. Видимо, речь не идет о коллективном горячем обеде на предыдущем привале - остатки от него в виде каши в кружке и какао во фляжке принесли на последнюю стоянку. Здесь успели всухомятку "заморить червячка" - остались разбросанные по палатке сухари и надрезанный большой кусок корейки - его увидел Юдин уже в Ивделе среди вещей, доставленных поисковиками с перевала.
Слишком легкая одежда, в которой оказались ребята, тоже добавляет шансов "вечернему" варианту развития событий. В таких походах все наоборот: идут по маршруту легко одетыми, а на ночь надевают все, что есть, вплоть до валенок. Они не успели одеться потеплее. Успели же в этот день построить лабаз, спрятав в нем запасные продукты и некоторые вещи, выпустить газету "Вечерний Отортен" (название родилось, видимо, по аналогии с юной тогда свердловской "Вечеркой"). Еще успели переместиться на новое место, установить палатку, слегка обжить ее - и броситься вон навстречу собственной гибели.
АРГУМЕНТЫ за то, что случилось это поздним вечером 1 февраля, уже высказаны. В.Карелин относит трагическое происшествие к утру 2 февраля - в этом случае легче связать его с пролетами над северными широтами загадочных святящихся тел, которые происходили, как правило, по утрам и которые Вячеслав Георгиевич считает неудачными запусками космических ракет Королева.
И в самом деле, похоже. Давайте, сравним описания полетов из "дела" группы Дятлова и из книги Ярослава Голованова "Королев. Факты и мифы".
Из "дела": "В юго-восточном направлении дневальный увидел кольцо, которое в течение 20 минут двигалось на нас, скрывшись затем за высотой 880. Перед тем, как скрыться за горизонтом, из центра кольца появилась звезда, которая, постепенно увеличиваясь до размеров луны, стала падать вниз, отделяясь от кольца".
Из книги: "Огромная машина научилась летать. Время старта выбиралось теперь так, чтобы на Камчатке удобно было разглядеть финиш. Оседлав безлесную вершину горы Лызык, наблюдатели со своими теодолитами заметили в полночь яркую, быстро летящую звездочку - это был корпус ракеты, горевший в лучах уже невидимого с земли солнца. Потом возник всполох и красной трассой прошел метеор - это была "голова".
Похоже? Еще как! Но знающие люди, с которыми мне довелось общаться в Москве нынешней весной, утверждают, что космические ракеты на взлете и близко к Уралу не подлетали.
Первым заявил, что космос тут ни при чем, академик Б.Раушенбах, ближайший сподвижник С.Королева и в некотором роде наш земляк - во время войны ему довелось трудиться за "колючкой" Тагиллага.
Я.Рябов, бывший первый секретарь Свердловского обкома КПСС, а позднее секретарь ЦК КПСС, ведавший вопросами военно-промышленного комплекса, затем - посол СССР во Франции, сорок лет назад от этих событий был далек. Приблизился он к ним совсем недавно, посредством фильма, снятого журналистами ТАУ, который с интересом посмотрели члены московского землячества бывших выпускников УПИ.
Яков Петрович уверяет, что на Северном Урале в те годы никаких испытаний происходить не могло. Новая Земля далеко, Байконур - также. Правда, существовала система ПВО, становился на ноги космодром Плесецк, где не исключены аварийные пуски. В заключение Яков Петрович рассказал о том, как вместе с Миттераном сопровождал на Байконур французского космонавта Жана-Луи Кретьена. Но это совсем другая история.
- Не там ищете! - заявил и писатель, автор множества публикаций по космонавтике Я.Голованов.
По его утверждениям, "королевские" ракеты с Капустина Яра и с Тюратама (иначе говоря, Байконура) запускались исключительно на восток и Урал никоим образом не задевали. Если даже представить, что какая-то гипотетическая ракета залетела на Урал...
Она ведь не совершает никаких угрожающих пируэтов, а просто летит. Или падает. В первом случае людям ни к чему убегать за полтора километра. Во втором случае они просто не успеют это сделать. Если уж ракета опустилась так низко, что огненный хвост достиг земли, то она и упадет где-то близко. А значит - поваленная тайга, воронка, а все, что рядом, разметано в клочья. Этого на Холат-Сяхле не было.
- Да, на рубеже 1958 и 1959 годов "семерка" Королева доставила немало хлопот, - рассказывал Ярослав Кириллович. - Но она вовсе не летела, куда глаза глядят. А прямо на взлете валилась в степь на глазах изумленной публики. Затянувшаяся пауза между запусками "лунников", пришедшаяся на 1959 год, связана с наземной отработкой систем ракеты-носителя, после чего состоялся удачный запуск.
Незапланированной, но полезной оказалась встреча в Институте проблем управления с доцентом Томского университета В.Воробьевым. Владимир Анатольевич работал над темой "Экология космических исследований", свернувшейся, как многие добрые начинания, из-за недостатка средств. Ему известно, что ракеты, летящие с Тюратама, сбрасывают первую ступень в 60 километрах от космодрома, в Джезказганской области Казахстана. Урал тут ни при чем. Насчет Плесецка, что в Архангельской области, В.Воробьев так категоричен не был. Но этот космодром молод, официально он в строю с 1960 года.
ПОДВЕРГ сомнению ракетно-космическую версию и наш земляк, а ныне москвич Б.Слобцов, выпускник УПИ, начальник отдела ЗАО НТЦ "Радар" Института точных приборов, входящего в состав Российского Космического Агентства. И хоть мы в этой публикации рассматриваем лишь одну версию, хочется дать Борису Ефимовичу побольше места: все же он первым нашел палатку Дятлова, живет от нас далековато и еще никто из нынешних авторов публикаций до этого свидетеля до сих пор не добирался.
- Среди поисковиков наша группа была самая молодая - третий курс. Я до сих пор не могу понять, почему меня назначили руководителем. Это сейчас я могу сказать, что стал более или менее профессиональным спасателем, немцев в горах спасал, они мне за это орден вручили. А тогда даже в группе был не самым опытным.
Мне помнится, что в Ивдель мы прибыли первыми. Потом нас на вертолете забросили в горы, но не на Отортен, как было запланировано, а южнее. С нами были радист и охотник. Люди местные, старше нас. Они предполагали, что ничего хорошего в завершении этой эпопеи не предвидится. Мы, молодые, были совершенно убеждены, что ничего страшного не случилось. Ну, ногу кто-то сломал - соорудили укрытие, сидят, ждут.
В тот день нас было трое: местный лесник Иван, я и Миша Шаравин. Мы вышли на перевал и, не спускаясь, пошли по склону. Пошли вот зачем.
Пока мы добирались туда, нам много чего порассказывали. Основная басня была про Отортен. Про гору Мертвецов я, считайте, уже из прессы узнал. А вот про Отортен местные рассказывали, что там глубокие провалы, что на них зимой нарастают карнизы, что когда-то целая группа вместе с карнизом улетела с обрыва. Мы не очень-то верили, но решили подняться на хребет и в бинокль посмотреть в сторону Отортена.
Шли с перевала наискосок на северо-запад, пока не увидели... Палатка стоит, середина у нее провалена, но стоит. Представьте состояние девятнадцатилетних пацанов. Заглянуть в палатку страшно. И все же начинаем палкой ворошить - в палатку через открытый вход и разрез снегу немало набилось.
На входе в палатку штормовка висела. Как оказалось, дятловская. В кармане металлическая коробка из-под монпасье. В ней деньги, билеты. Нас накачали: Ивдельлаг, кругом бандиты. А деньги на месте. Значит, уже не так страшно. Прорыли в снегу у палатки глубокую траншею, никого там не обнаружили. Жутко обрадовались.
Взяли с собой несколько предметов, чтобы не влетело нам от ребят за "фантазии". Коробку, фляжку со спиртом, фотоаппарат, еще что-то. На лыжи - и ходу вниз.
Опять же хочу про психологию юнцов сказать. Мы в палатке сели, разлили этот спирт. И выпили за их здоровье. Два местных "кадра" предложили выпить за упокой. Так мы им чуть морду не набили. Были убеждены: ребята сидят где-то. А ведь месяц прошел! Фантазии у нас на другое не хватало.
По радиосвязи мы сообщили о находке. Нам сказали, что все группы будут переброшены сюда. Когда после связи мы поднялись через перевал к остальным, уже были найдены Дорошенко и Кривонищенко. Это мы сейчас уверенно называем фамилии. А тогда Юру Дорошенко приняли за Золотарева. Я Юру знал, но тут не узнал. И даже мать его не узнала. И про пятый труп тоже гадали - Слободин это или Колеватов. Они вообще были неузнаваемые, кожа какого-то странного цвета.
А дальше началась изнурительная работа. Проходили шаг за шагом всю территорию со щупами. То миноискатели привозили, то собак. Москвичи из Центрального совета по туризму - Баскин, Бардин, Шулешко, люди опытные - сразу сказали, что поиски надо прекратить до весны. Но была от властей команда: искать, пока не найдут.
Поскольку среди следопытов с больным воображением родилась версия: а вдруг они без штанов, без обуви за границу ушли. Это я не сейчас придумал. Нас это еще тогда возмутило. Нам с Вадиком Брусницыным дали задание: найти чертов лабаз. Поскольку о нем в дневнике упомянуто.
Ветры на перевале страшные. Вы не поверите: берешь лыжную палку за темляк, и она держится почти горизонтально. Снег, уплотненный ветром, скользкий. Когда тащили трупы на перевал, к вертолету, приспособив для этого лыжи, то падали несколько раз, хватались, за что придется. Я за ногу кого-то из погибших ухватился.
Если предположить, что в ночь трагедии была такая же погода, то в темноте, без обуви побежишь, куда тебя ветром несет. Лабаз был в долине Ауспии, а они побежали в долину Лозьвы.
Когда все поисковые группы собрались в армейской палатке с печкой, мощными спальными мешками, когда асы, ветераны туризма - Масленников, Карелин, Аксельрод - сидели с нами, разговоров всяких, предположений было много. Но чего-то необычного на местности, на что можно было бы опереться, я, честно говоря, не заметил. Вот только было ощущение, что ребята действовали наощупь. Стоят, например, на обозримом расстоянии два дерева. Одно больше подходит для костра, другое меньше. Зачем создавать себе дополнительные трудности, более толстые ветки ломать?! Получается, что именно на это дерево человек наткнулся, а более удобное пропустил. В какой-то момент они утратили способность видеть?
А вообще-то мне кажется, что неконструктивно пытаться разгадать эту тайну, разговаривая с теми, кто на "спасаловке" работал, надо выходить на другие категории людей. Хотя, пожалуй, с помощью свидетельских показаний можно какие-то версии отбросить. Я бы отбросил "космическую". Не вижу никаких аргументов в ее пользу.
ВОТ так оказались солидарны многие мои московские собеседники. И все же я попыталась выполнить просьбу Владислава Георгиевича Карелина и уточнить, не фигурируют ли в календаре ракетно-космических пусков интересующие нас числа, отмеченные уральскими наблюдателями. Что касается 17 февраля 1959 года, то дата эта знаменательна сразу двумя событиями. Изданный в СССР в 1966 году справочник американца Э.Стирнса "Космическая навигация" сообщает: в этот день запущен американский спутник "Авангард". Из упомянутой книги Я.Голованова о генеральном конструкторе космических ракет С.Королеве следует, что в этот же день стартовала межконтинентальная ракета, предназначенная под водородную боеголовку.
Автор книги пояснил в разговоре, что внес это событие в свою картотеку, где фигурируют в основном чисто космические события, потому что это была первая серийная ракета, изготовленная в Куйбышеве и запущенная с полигона Капустин Яр. Ближе к интересующей нас трагической дате Ярослав Кириллович ни в картотеке, ни в новейшем американском справочнике ничего не обнаружил.
Событие, совпадающее со второй интересующей нас датой, обнаружил, "заглянув" в свой компьютер, сотрудник кафедры космических летательных аппаратов Московского авиационного института В.Чернобров. 31 марта с космодрома Байконур была запущена космическая ракета, но на орбиту она не вышла.
Последнее обстоятельство показалось В.Карелину очень значительным. Хотя, по-моему, не так просто выстроить логическую цепочку от неудачного запуска космической ракеты до гибели туристов, если к тому же эти события произошли в совершенно разные дни.
В общем, космические запуски из рабочих версий причин трагедии, по-моему, можно исключить. Не "реабилитируя" при этом некоторые другие виды ракет. Наш коллега Рудольф Грашин "опознал" в загадочном металлическом кольце, привезенном недавно с перевала Дятлова, деталь первой ступени С-200, ракеты, с которой Рудольфу пришлось иметь дело во время армейской службы. Может быть, именно ее разгонные блоки, отстрелянные над Северным Уралом, так напугали дятловцев?
Вернемся к нашему новому знакомому Вадиму Черноброву. Для кого-то он уже и не новый знакомый: изучает аномальные явления, пишет для альманаха "Мир непознанного", печатается во многих изданиях. Вадим Александрович, как он рассказал, систематизирует ситуации со сталкерами, вольно или невольно вторгшимися в аномальную зону. К таким случаям он относит и трагедию группы Дятлова. Испуг, бегство, неадекватные действия и, наконец, гибель. Нечто подобное, считает В.Чернобров, случилось с туристами на одном из озер Кольского полуострова и в других местах, где ракетами, как говорится, и не пахнет.
Люди столкнулись с неведомым, у которого пока и названия нет. Тяжелые поля, микролептонные, хрональные... Ученые-энтузиасты пытаются их изучать. Нынешним летом, если все получится, экспедиция "Загадки России на пороге XXI века" с участием В.Черноброва проедет на автомобилях, "начиненных" новейшей аппаратурой, с запада на восток, в том числе и через Урал. Пользуясь случаем, изложу просьбу Вадима Александровича: если у вас на примете есть местечко, где происходит нечто необъяснимое, сообщите нам, а мы передадим ему адрес для будущего маршрута.
Конечно, есть желание проложить путь и через точку трагедии 1959 года. Но расстояние, бездорожье могут помешать, и перевал Дятлова, прислонившись к горе Мертвецов, еще надолго останется Терра Инкогнита.
По поводу названия горы нет-нет, да и вспыхивают споры. Вот что писала большой знаток тех мест известный геолог В.Варсанофьева в ответ на письмо своего аспиранта Б.Гуслицера (цитируем, сохраняя орфографию автора):
"На Холат сяхле я была в 1934 г. с Хорум-Торум (Петром Степановичем Подвязиным), и он потом собрал замечательный разрез коры выветривания из глубоко заложенного шурфа... Если бы я знала, что вы будете близ Холат сяхля, я бы обязательно указала на место для изучения и сбора коры выветривания. Манси знают его, так как они брали оттуда краску (охру) для окраски нарт.
О гибели туристов на Холат сяхле я ничего не знала. Что же с ними случилось? Как могли погибнуть все девять? Между прочим, название Холат сяхль означает "Мертвый сяхль".
Почему Мертвый? Потому, что имеет безжизненную, без растительности, вершину? Но ведь гольцами завершаются все мало-мальски значительные горы на Северном Урале. А столь мрачное название имеет только эта.
В ПОГОНЕ ЗА ПРИЗРАЧНЫМ ИДОЛОМ 23.01.99
Уральский рабочий (Екатеринбург)
Ю.КОНЬШИН.
А ВЫ С ЭТИМ ВСТРЕЧАЛИСЬ?
Золотая Баба, Золотой Идол, Мадонна с ребенком, Юма- ла, Злата Майя, Золотая Ста- руха, Сорни Ной, Святая Дева.
Вокруг нее вот уже четыре столетия клубится рой легенд, сказов, вымыслов, догадок.
О ней писали летописцы, священники-пастыри, известные путешественники. Ее искали ученые и авантюристы.
Ее рисовали знаменитые художники, ваяли копии скульпторы, картографы украшали ее изображениями старинные карты Скифии, Сарматии, Обдории, Югорской земли, Пермии, страны Сибур, Белогорья. Помещали обычно в северных районах государства Российского.
Что за тайну скрывает тайга?
Если пойдешь от Ивделя по 60 меридиану строго на восток, то через много, много километров обязательно выйдешь на реку Конда. Если, конечно, сумеешь преодолеть бесконечные и бездонные болота с их зыбунами, непроходимую заболоченную таежную согру, десятки топких ручьев, речушек и рек. Проще, конечно, доехать до города Югорска или поселка Советский - это уже в Тюменской области - и сплавиться по одной из протекающих около них речушек Нюрих, Партэн к югу. Тогда как раз пересечешь все заповедные места Ханты-Мансийского автономного округа. Если уж слишком повезет, то в своих блужданиях в одном из заповедных урочищ можно наткнуться на древнее капище - священное место, где мансийские шаманы совсем недавно проводили ритуальные обряды, камлали, вызывали духов, "летали" в запредельную сторону... Именно там, сказывают сведущие люди, и спрятана таинственная мать-родоначальница всех северных племен (ханты, манси-вогулов и др.) Калтась. В переводе на русский язык - "Беременная". Но в России, как и во всей Европе, ее упорно величают Золотой Бабой. Совсем недавно местонахождение ее указывали на Северном Урале.
Честно повинюсь перед читателями. Сам я поисками этого исторического раритета специально не занимался, по таежным урочищам и шаманским стойбищам не ездил. Лишь попутно с другими журналистскими делами откладывал "на память" крупинки сказов-рассказов о пребывании Золотой Бабы на Урале и прилегающих к нему землям, мимолетные информации в печати, серьезные исследования в науке. Так постепенно и накопилось в журналистских завалах интереснейшее, чуть ли не детективное повествование о поисках этого сказочного "золотого тельца". И - обязательное уточнение - это не историческое исследование. Это вольный рассказ о явлении, которое находится рядом с нами, существует в сознании (и быте) людей, на землях которых столетия назад укоренились мы, русские. Чьи обычаи и верования следовало бы изучать и хранить для потомков наших. Итак...
"Спряташа и до сего дни"
Ну почему это некоторые наши читатели так не любят называть себя? Вот и этот мужчина со старческим хриплым голосом позвонил и, выспросив мое имя-отчество, но не назвав себя, строго спросил: "А вы знаете, что в упомянутой вами публикации об Ермаке Тимофеевиче ("Уральский рабочий" от 22 мая 1998 г. "Ханский наследник уральской позолоты") Сибирской (Ремизовской) летописи есть прелюбопытная запись о приключениях его соратника - атамана Богдана Брязги. О том, как он Золотую Бабу пытался у остяков добыть, около ихнего города Самар, что в устье Иртыша находится... Уж не за ней ли гонялся ваш Ер-Мар-Ермак, который вначале искал ее здесь, на Урале?" Сказал это мой неназвавшийся собеседник и положил трубку телефона, исчез.
Пришлось самому отыскивать в архивных копиях той старинной летописи упомянутое место: "И оттоль поидоша (отряд Брязги. -Ю.К.) на Обь и видеша много пустово места и жилья мало, и присташа на Белогорье; ту бо у них мольбище болшое богыне древней: нага с сыном на стуле седящая; приемляюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит, а хто принесет жалеюче к ней, тот пред ней пад умрет, имеша бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана (Брязги то есть. -Ю.К.), велела спрятаться и всем бежати; и многое собрание кумирское спряташа и до сего дни". М-да, неплохая версия по поводу постоянного рвения отрядов Ермака, да и самого его на север, в глухомань.
Отрывок этот живописует лишь маленькую страничку из многовековой истории поисков легендарной Золотой Бабы. Тем более интересной для нас, что долгое время легенды и сказания, впрочем, как и записи известных и уважаемых ученых, длительное время помещали ее на Среднем и Северном Урале или на прилежащих к нему пермских и сибирских землях. Рассказы об этом загадочном божественном символе манси, ханты и других здешних коренных народов бытуют и до сего времени. Следы сказочного божка искали многие - кто в непроходимых лесных "сограх" и "уремах", кто в древних летописях. Ученые и писатели (П.Бажов, в частности), миссионеры-священники, геологоразведчики, неугомонные туристы, шатуны-золотоискатели, романтики-авантюристы не теряют надежды ухватиться за ее подол. Одни - с целью обогатиться (золотая ведь), другие - разгадать еще одну историческую загадку.
Их не смущает даже то, что она по-женски многолика и обманчива. Кому-то блазнится в виде действительно золотой статуи, другие же видят ее в образе какого-то священного изделия, получившего сакральную (тайную) ипостась, третьи - обычную старинную безделушку, обожествленную "дикими племенами". Изображения ее в исторических документах тоже различны. Иногда это рожающая женщина (или Мадонна с младенцем, а то и двумя на коленях), иногда - богиня с рогом изобилия, а то и в виде Минервы с копьем в руке или просто женская статуя. Не случайно, видимо, так много у нее различных имен.
Как кукла стала богом
Существует несколько версий о происхождении этого уникального исторического феномена. Одни исследователи считают, что она пришла в пермские, уральские и сибирские земли в средине тысячелетия вместе с кочевавшими когда-то здесь финно-угорскими племенами. Постепенно ее образ внедрился в сознание и быт пермяков, зырян, а затем и манси (вогулов), ханты, сибирских татар. К приходу Ермака она уже являлась чем-то похожим на Матерь Божию.
Другие летописцы связывают появление Золотой Бабы с походом венгерского предводителя Алариха в незапамятные времена на Рим. Овладев им, разграбив, часть угров вернулась к Ледовитому океану, увозя множество ценных и непонятных для них вещей и символов, среди которых оказались медные статуи, которым захватчики-кочевники стали поклоняться как богам.
Существует даже чисто житейская гипотеза. Все народы в своем младенчестве любят оживлять и обожествлять вокруг себя все предметы. В сибирской этнографии, в частности, есть немало свидетельств тому. Например, уже в почти наши времена обычные русские куклы, купленные сосьвинскими манси (как и ханты тоже) на Ирбитской ярмарке, обычно становились домашними идолами. И чем красочнее, ярче, дороже было изделие, тем больший ему почет и уважение, тем он главнее среди богов. В Верхотурском уезде им в дар даже приносили жертвы.
Православный миссионер ермаковских времен Григорий Новицкий приложил немало усилий, чтобы отыскать и уничтожить этот языческий, с его точки зрения, кумир, препятствующий распространению христианства в тех краях. Он проследил путь "сего истукана" от сказочного Беловодья на севере Урала (впрочем, оно тоже "кочевало" по мере освоения восточных земель России) до зауральской Сибири. Подробно описывает он весь ритуал общения вогульских (манси) жрецов с Богиней, выпытанный у новообращенных христиан. В современном изложении это звучит примерно так: "в скверное капище входит один жрец, камлает там, пока оттуда вещий глас, похожий на детский, не послышится". Рассказывает далее о жертвоприношениях, охране, тайных знаках.
Многое из того дожило и до нашего века. Верования, поклонения богам, ритуалы, совершаемые при этом, оказывается, являются самыми консервативными в жизни людей. Возникают и исчезают роды и семьи, в глухомани возникают поселения с элементами городской культуры, с техническими достижениями, из чума человек переселяется в избу, а образ жизни, мышление, взгляды остаются теми же, что и у прадедов. В начале XX века в отчетах Пермской (наша сегодняшняя область входила в нее) и Оренбургской епархий по-прежнему говорится, что на севере Верхотурского уезда "кровавые жертвоприношения процветают в полной силе". Правда, теперь "они совершаются в честь Господа Иисуса Христа, Божией Матери и Святого Николая Чудотворца, которые, по представлениям вогулов, являются белыми, добрыми и строгими шайтанами". Любопытно, что некоторые летописцы и исследователи считают, что попавшее в уральскую тайгу скульптурное изображение Мадонны, Золотой Бабы со временем трансформировалось в мансийское божество с его ритуальными особенностями, а затем все это (ритуал, отношение) было перенесено и на православных святых.
"Мечом и крестом" выпалывали православные миссионеры языческих божков. В советские времена и сами попали под беспощадный меч по-большевистски бескомпромиссного атеизма. И уж тем более бесправными и гонимыми оказались в этой ситуации служители веры небольших народностей. Казалось, навсегда в небытие ушли шаманские тайные капища с их постаревшими богами и служителями. Однако, известно, жизнь всегда сложнее и мудрее наших представлений о ней. Об этом такая вот история.
Партийный хранитель древнего идола
В послевоенные годы среди слушателей Свердловской высшей партийной школы числился и Андрей Киприянов, уроженец Тюменской области, а вернее - Ханты-Мансийского национального округа. Обычная для тех лет биография: средняя школа, институт, комсомол, партия. Парень вдумчивый, способный. Заботясь о местных кадрах, руководители округа рекомендовали его на учебу в ВПШ. Конечно, этому способствовал пост его отца - он являлся членом окружкома КПСС, фигура видная.
Но его коллеги из партийно-советского аппарата не знали того, что было известно всему коренному населению, - старший Киприянов в нерабочее время, когда оставался один на один с соплеменниками, шаманил. Он был потомком шаманской династии своего рода и не изменял дедовским заветам. В этих "служениях у костра" ему нередко помогал и Андрей, впитывавший азы родной культуры, обычаев.
Народная молва называла их самыми сильными шаманами. Потому что они якобы знают тайну Золотой Бабы, хранительницей которой являются посвященные этому божеству люди. Только они могут общаться с божеством, только им отвечает оно на самые важные вопросы жизни, дает советы - но лишь после того, как соблюдены все полагаемые атрибуты старинного обряда. Сейчас Андрей является главой администрации одного из районов и, по утверждениям старожилов, по-прежнему шаманит. Чего он, кстати, и не опровергает.
По мнению ученых из Института проблем освоения Севера (кандидата исторических наук А.Зенько, в частности), она попала в наши края в XIV веке, когда известный церковный деятель Стефаний Пермский по обычаю тех времен грозно и беспощадно вбивал христианство в головы пермских аборигенов. Именно тогда приверженцы языческой веры упрятали "медного идола" вначале на Урале, а затем еще дальше - в тюменских лесах и болотах. Где и затерялись пока что следы этой удивительной сказки. А может, затерялись только для нас, мало интересующихся обычаями, нравами и верованиями местного населения? Ведь бытует же у ивдельских манси упорный слух, что Золотая Баба спрятана вблизи "Горы мертвецов".
"Уральский рабочий"
Перепечатка разрешается со ссылкой на электронную версию газеты и указанием ее адреса: http://ur.etel.ru