Не пускать могли только из Свердловска. Сомневаюсь, что тургруппы из Москвы, Питера или других городов СССР, которые хотели посетить Северный Урал, кто-то не пускал.
Вот, например, отрывок из Григорий Усыскин. Очерки истории российского туризма
Рождение клубов туристов в стране (1957-1961) http://tourlib.net/books_history/usyskin11.htm
Чрезвычайно интересны показатели роста туризма в стране. Вот официальные данные: в 1958 году туризмом занимались 428 156 человек, в 1959 году - 946 418 человек и, наконец, в 1960 году - 1529998 человек. Это, очевидно, число разрядников, так как статистика участников туристских походов много больше: 1958 год - 1512 860 человек, 1959 год - 3382868 человек, 1960 год - 5892853 человека. Вот такие цифры были приведены в официальной статистике. Можно определенно сказать, что рост туризма в эти годы был огромный.
Широкое, все нарастающее развитие самодеятельного, спортивного туризма имело положительное значение. Но в то же время увеличилась и погоня за разрядами, на первый план выдвинулась формальная сторона дела. Наблюдалось стремление отдельных туристов к неоправданному риску, пренебрежение к мерам безопасности, увлечение походами в труднодоступные и малонаселенные районы. Все чаще встречались случаи неорганизованности и лихачества в туристских походах.
Тревожный сигнал о неблагополучии в спортивном туризме прозвучал в начале 1961 года. Катастрофа на Кольском полуострове. Целиком погибла группа туристов, семь студентов Ленинградского сельскохозяйственного института. Надо сказать, что район Кольского за эти годы стал буквально местом паломничества туристов. Сотни походных групп, тысячи путешественников со всей страны ежегодно, летом и зимой, пересекают из конца в конец этот замечательный край. Ленинградцам особенно близок и удобен Кольский для организации сложных походов. Кажется, невозможно найти в городе туриста-разрядника, который не побывал бы там хоть один раз. Именно поэтому у значительного числа участников и руководителей сложилось мнение, что Кольский полуостров почти то же, что и Карельский перешеек, ну разве только проезд стоит дороже.
Почему автор так подробно описывает район туристского путешествия, да и сам факт этого «ЧП»? Мало ли их было в туризме? Дело в том, что гибель в снежной лавине у перевала Эбру-Чорр ленинградских студентов повлекла за собой «снежную лавину» из бумаг самых серьезных организаций страны. 17 марта 1961 года Секретариат ВЦСПС принимает постановление, которым были упразднены Федерации и секции туризма при добровольных советах Союза спортивных обществ и организаций.
Причина? Гибель туристов в походах. И первый пример – гибель группы студентов Ленинградского сельскохозяйственного института Ленинграда. В постановлении было записано: «Запретить профсоюзным организациям и спортивным обществам организовывать и проводить с целью выполнения туристами спортивных нормативов дальние туристские походы в малонаселенные районы. Просить Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР рассмотреть целесообразность проведения дальних туристских походов с целью получения спортивных разрядов, а также пересмотреть правила организации туристских походов».
В этом же постановлении обращалось внимание «на безответственное утверждение туристских походов маршрутными комиссиями для групп туристов, не имеющих достаточной подготовки».
Последние строки не остались без внимания в ленинградских руководящих организациях. Было возбуждено уголовное дело против маршрутной комиссии областного совета, которая выпустила на маршрут группу студентов сельскохозяйственного института. Привлекли для квалифицированного участия в этом процессе двух инструкторов туризма –В.В. Добковича и меня, автора этой книги. Таким образом, я вплотную познакомился со всеми документами похода и участвовал в составлении экспертного заключения по претензиям, предъявленным к маршрутной комиссии «Буревестника». Окончательно выяснилось, что группа туристов торопилась скорее выйти в Мончегорск. Заканчивался контрольный срок. Не дойдя двух километров до истинного перевала Эбру-Чорр, повернула в ущелье, которое, подобно воронке, с трех сторон замыкалось крутыми заснеженными склонами. От движения цепочки людей массы снега двинулись, а затем обрушились вниз, давя и сметая все на своем пути. Семь молодых ребят и девчат погибли под лавиной. Мы тогда отклонили все претензии к маршрутной комиссии. Все формальные требования были соблюдены. Но, так или иначе, постановление секретариата ВЦСПС отменяло спортивный туризм.
Направленное по форме на прекращение несчастных случаев, это постановление фактически уничтожало организованный туризм: добровольные общества, клубы и секции путешественников стали терять к туризму интерес, он перестал расти туристами-разрядниками. И сразу пришла в действие своеобразная цепная реакция: в походы продолжало ходить молодежи не меньше, но группы никак не оформляли свои дальние маршруты, да и несчастных случаев не убавилось.
В июле 1961 года на конференции туристов Ленинграда было принято решение, где совершенно определенно высказывалось мнение о вредности постановления Секретариата ВЦСПС от 17 марта 1961 года, а затем и постановления ЦС Союза спортивных обществ и организаций от 30 марта 1961 года.
Такого же постановления после гибели группы туристов из 9 человек не было. Если бы запрещали, то в те места или около них никто бы не ходил.
Район: Урал, Урал:Северный Урал
Автор: Владимиров; Город: Москва
Маршрут: #1599: пос.Вижай = р.Лозьва = р.Ушма = р.Пурма = р.Унья = р.Ельма = р.Печора = кордон Порожный = г.Мань-Пупу-Ньер = р.Илыч = о.Бия-Из = д.р.Когил = пос.Усть-Илыч
Тип: водно-пеший; Категория: 4
Год: 1959; Месяц:
Тип судна: плот; ДСП: нет http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=29782&page=1
Шифр: 996
Район: Урал, Урал:Северный Урал
Автор: Штовба Ю.; Город: Москва, шинный завод
Маршрут: #996: пос.Вижай = р.Лозьва = р.Ушма = пер.через Уральский хр. = р.Вишера = г.Красновишерск
Тип: водный; Категория похода: 3
Год: 1960; Месяц:
Тип судна: байдарки; ДСП: нет http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=29192&page=1
Отредактировано Изумруд (2019-02-24 13:25:39)