Уровни творческих задач по Г.С. Альтшуллеру.

В Теории Решения Изобретательских Задач  принято условное деление задач на пять "Уровней изобретательских задач".

Задачи высших уровней отличаются от задач низших уровней не только числом проб, необходимых для обнаружения решения. Существует и качественная разница, связанная с областью знаний, необходимых для решения задач, и изменениями в исходной системе.

"Драма изобретательства состоит в том, что на высших уровнях приходится работать методами, соответствующими низшим уровням" - пишет создатель ТРИЗ Г.С. Альтшуллер.

"Количественно задачи разных уровней отличаются числом проб и ошибок, необходимых для отыскания решения. Но почему одна задача требует 100 проб, а другая в 1000 раз больше? В чем качественная разница между ними?

Сравнительный анализ задач позволяет ответить на этот вопрос.

На первом уровне задача и средства ее решения лежат в пределах одной профессии (одного раздела отрасли).
На втором уровне - в пределах одной отрасли (машиностроительная задача решается способом, уже известным в машиностроении, но в другой его области).
На третьем уровне - в пределах одной науки (механическая задача решается механически).
На четвертом уровне - за пределами науки "задачедательницы" (например, механическая задача решается химически).
На высших подуровнях пятого уровня - вообще за пределами современной науки (поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать изобретательскую задачу).

= = =

Нужен способ перевода изобретательских задач с высших уровней на низшие. Если задачу четвертого или пятого уровня удастся перевести на первый или второй уровень, далее сработает обычный перебор вариантов. Вся проблема в том, чтобы уметь быстро сужать поисковое поле, превращая "трудную" задачу в "легкую"".

Естественно, решений 1-го уровня намного больше, но именно прорывные изобретения 4-го и 5-го уровня движут Человечество вперед...