"...23 января 1996 года с аэродрома Анненес (Норвегия) был произведен запуск двух шаров–зондов для изучения озонового слоя атмосферы с планируемой посадкой на территории Финляндии. Один из шаров потерял управление и 25 января упал в 150 км севернее города Екатеринбурга». На розыск норвежской пропажи была отправлена поисковая группа, в состав которой вошел Виталий Трусов.
— О характере «объекта» мы толком ничего не знали, — рассказывает майор Трусов. — До нас довели лишь то, что это контейнер, подвешенный к воздушному шару. Содержимое — загадка: может, и правда метеозонд, а возможно — ящик со спецаппаратурой. Словом, вещь секретная.
Неделю «по шею в снегу» блуждала поисковая группа в нижнетагильских лесах. И все же объект был обнаружен. Нашел его Трусов.
— Вижу, на снегу распростерто огромное полотнище воздушного шара, а рядом из сугроба торчит торец ящика, — вспоминает майор. — Я за ближайшее дерево спрятался и оттуда его — палкой: что внутри, не знаю, вдруг взорвется. Потом этот тяжелый контейнер на лыжи поставили, из леса к ближайшей дороге на себе с десяток километров волоком тянули.
На поверку находка оказалась рядовым метеозондом. Обнаруженный в уральской глубинке «артефакт» отправили в Москву, где состоялась его передача законным владельцам. А в мае того же года приказом главкома ПВО «за усердие и инициативу, проявленные в ходе поисковых работ» члены уральской группы поиска были представлены к денежной премии в размере должностного оклада. Все... кроме Трусова. Почему? По этому поводу тогда ему никто не дал разъяснений.
— В конце концов не ради денег служим, — достойно отреагировал офицер...".
http://forums.airforce.ru/holodnaya-voi … vedchikov/
см. wwwairforce.ru
"...Если до середины 50-х годов еще удавалось как-то сдерживать постоянное давление на границы, то с 1954 г. этот “неприкосновенный” рубеж рухнул. И причиной тому, как ни странно, - вполне безобидные на вид воздушные шары, или. как их называют, - АДА (автоматические дрейфующие аэростаты). Именно с этого года на вооружении западных спецслужб стали появляться аэростаты новой конструкции, которые поднимались на большие высоты, недоступные для истребителей и других огневых средств ПВО. Они имели многокамерные отсеки в оболочке и другие новшества, затруднявшие их обнаружение и уничтожение. Заполнялась оболочка негорючим газом - гелием. В специальном контейнере АДА имели новейшее разведоборудование. Аэростаты запускались с баз в Германии, Норвегии, Италии, Турции, Франции и других стран и проникали на большой высоте (до 30 км) в советское воздушное пространство на сотни километров, ведя воздушную разведку от западных границ до Дальнего Востока. Имевшиеся тогда на вооружении ВВС и ПВО СССР истребители типа МиГ-156ис, МиГ-17П и Як-25 не могли достать их, т. к. имели потолок перехвата в 15-16 тысяч метров. Некоторые АДА все же перехватывались и сбивались, но большинству удавалось беспрепятственно выполнить свою задачу. Не имея возможности как-либо воздействовать на аэростаты, советской ПВО оставалось только фиксировать их перелеты через границу...
Первый АДА летом 1954 г. уничтожил командир отдельной эскадрильи перехватчиков капитан Л.И. Савичев. Авиачасть была вооружена новыми истребителями МиГ-17П (с РЛС-прицелом). Под городом Черновцы (Украина) летчику удалось сбить аэростат на высоте 10 000 м всего 9-ю снарядами, и тот упал на советской территории*. Через несколько дней Савичев вновь вылетел на перехват АДА, но на этот раз расправиться с ним не получилось, хотя летчик израсходовал весь боекомплект (150 снарядов). Аэростат начал набирать высоту и достать его стало невозможно.
* В Бакинском округе ПВО в борьбе с АДА отличился летчик Селиванчик, награжденный за сбитие “шара” орденом Красной Звезды.
Наиболее интенсивно запуск АДА начал осуществляться с 1956 г., а пик активности пришелся на январь-февраль, когда в воздушное пространство СССР проникло около трех тысяч шаров. За 20 лет, с 1956 г. по 1977 г., системой ПВО было зафиксировано 4112 аэростатов-разведчиков, из них сбить удалось только 793. Аппараты принадлежали США, Франции, Финляндии, ФРГ, Норвегии, Швеции, Турции.
Владельцы части АДА не установлены. В этот период только США запускали ежегодно в среднем 600 аэростатов, из которых 300 принадлежали ВМС, 150 - ВВС, остальные - гражданским opгaнизaциям*.
* Иллюстрацией борьбы с аэростатами приведем следующие данные, опубликованные в "Красной Звезде". С 11 августа по 14 сентября 1975 г в воздушное пространство СССР вторглись 11 АДА. На перехват каждого из них поднималось от 1 до 16 перехватчиков МиГ-19, МиГ-21 , Су-15ТМ, Ту-128, Як-28П Уничтожено 8 аппаратов, у двух отбита подвеска, один ушел. Расход боеприпасов на уничтожение одного аэростата: 1,4 УР класса “воздух-воздух”, 26 HУPC, 112 артиллерийских снарядов...".
http://airforce.ru/awm/hotsky/hotsky2.htm
http://forums.airforce.ru/holodnaya-voi … dchikov-2/
Могу немного добавить по теме. В конце 60-х проводили на севере несколько раз совместные "операции" по уничтожению АДА с помощью МиГ-19 Килповских и Ту-16 из Оленегорска. Тушка выходила в район прохода АДА и сбрасывала ленты диполей (хорошо помню их фольгированые колечки, хотя и малой был в то время) на высоте порядка 6-7000. Т.к. основным высотомером на АДА был радиовысотомер, то АДА из-за резкого "изменения высоты" поднимался для компенсации "ошибки", и оболочка, естественно, не выдерживала - значительная часть сот лопалась. А потом, по мере снижения дипольной "подстилки" и естественно, за счет снижения подьемной силы оболочки АДА "падал" на высоту порядка 8-9000, где их МиГи и добивали.
Но, потом, где-то через полгода, супостаты чего-то там придумали и против новых АДА этот прием уже не работал.
Источник - рассказ отца, в то время - штурман 2аэ 987 МРАП (Север-3)
http://forums.airforce.ru/holodnaya-voi … dchikov-4/
В конце 70–х помню десткие страшилки, как один мальчик нашел черный ящик с остатками аэростата.
Он пипикал и моргал. Мальчик не стал сообщать о назодке куда следует и разобрал любопытный ящичек.
А потом проболтался... и позже всю семью милиция забрала!
Мой отец, служивший в 60-е годы в одном из прибалтийских авиаполков ПВО, рассказывал о зондах-аэростатах, запускавшихся в большом количестве на территорию СССР с разведывательными целями. Перехват и уничтожение этих аппаратов было обычной работой полка. Может кто-нибудь из форумчан рассказать что-либо по этому поводу? Например, не имеют ли эти шары отношение к секретной американской программе "MOGUL", упоминаемой в связи со знаменитым Розуэльским инцидентом?
В сети есть книга Павла Полуяна "Ликвидация НЛО", она есть и у меня в вордовском формате. В ней он излагает свою версию происхождения НЛО - это земные аппараты! НЛО летают за счёт ультразвуковых вибраций корпуса, микро-рывками. При этом воздух вокруг ионизируется - отсюда свечение, движок сильное ЭМП создаёт - причина сбоёв электроники. А розуэльская авария - якобы неудачное испытание, при котором пилоты поджарились как в микроволновке, откуда и пошли рассказы про "насекомовидных гуманоидов". Почитайте, очень интересно и толково написано. Автор - физик.
http://forums.airforce.ru/holodnaya-voi … vedchikov/
http://avia.d3.ru/comments/519341/
=Начиная с середины 1950–х гг., Соединенные Штаты стали активно использовать для борьбы с СССР автоматические дрейфующие аэростаты. Были разные варианты — с разведаппаратурой, агитационные, ударные (со сбросом бомб). Разведывательные запускались с баз в Германии, Норвегии, Турции и других стран, и летели, ведя фотосъемку до Дальнего Востока. На агитационные загружалось до 5 кг печатного пропагандистского спама (2500 листовок формата А5), которые разбрасывались в полосе 100 метров на километр с плотностью 1–2 листовки на 10 кв. метров. США запускали ежегодно в среднем 600 шаров.
Первый высотный дрейфующий аэростат был сбит капитаном Савичевым в середине 1954 г. Его истребитель МиГ–17П ( с РЛС–прицелом) расстрелял аэростат на высоте 10 км. Летчика наградили орденом Красной Звезды.
Со временем американцы стали повышать высотность своих аппаратов. Это обходилось недорого, а на их уничтожение тратились большие усилия. Средний расход боеприпасов на уничтожение одного аэростата — 1,4 УР класса “воздух–воздух”, 26 HУPC, 112 артиллерийских снарядов. Наших это достало, и было решено сделать специализированный высотный истребитель с низкой скоростью полета.
Было решено множество сложных технических проблем, но к 1982 году, когда взлетел мясищевский М–17, проблема шаров перестала быть актуальной. Последний американский шар, запущенный из Норвегии был зафиксирован советской ПВО в ноябре 1983. Пробовали сделать на основе М–17 высотный разведчик М–55. Но и в нём военные не видели особого смысла — время безнаказанных высотных полётов U–2 давно прошло. В результате один аппарат, формально принадлежащий военным стоит на хранении у ЭМЗ им.=
=Это интересная тема с шарами. Их, оказывается, использовали для:
Project Mogul обнаружение акустических волн от испытаний советских атомных бомб.
Project Genetrix шпионаж за СССР и Китаем. 2,8 млн квадратных километров сфотографировали. Ого!
Искали их так же, как наши их отслеживали. Глазами. Летал самолет над японским морем, видит шар и начинает следить, где тот приводнится.
U–2 всю эту красоту списал в утиль.=
=В 1994-1995 годах в ответ на официальный запрос по Нью-Мексико конгрессмена Стивена Шиффа , ВВС опубликовала отчет , что выдвинул теорию, что Mogul Рейс № 4, запущенная из Аламогордо, Нью-Мексико , 4 июня 1947 года, было то, что разбился вблизи Розуэлла, Нью-Мексико , и сформировали источник мусора, что вызвало в Розуэлле НЛО Инцидент . [ 3 ]=
Часть Mogul полета сводной таблице отменен и пропавших без вести Рейсы № 2, № 3, и № 4, с № 5 от 5 июня 1947 будучи первым документально Нью-Мексико Mogul полета.
Тем не менее, предполагаемый Рейс № 4 не существует в собственных записей магната, как говорят, был отменен из-за облачной погоды, согласно дневнике проект ученый Альберт Крари в. Точно так же ранее запланированные рейсы № 2 и № 3 были отменены и таким образом отсутствует в записях. Вместо этого, данные показывают, Flight № 5 со следующего дня, 5 июня 1947 года, как первый фактический Mogul полет в Нью-Мексико. (Резюме полет таблице выше справа)
Несколько официальных историй полета также указывают Flight № 5, не # 4, в качестве первого такого Нью-Мексико Mogul полета. [ 4 ] . Следует также отметить, что количество полета, возможно, был техническая ошибка, так как некоторые широта присутствует в различных различных источников для даты самого инцидента.
Проект Могол был предтечей баллонной Skyhook программы, которая началась в конце 1940-х, а также два других шпионские программы, касающиеся пролеты и фотографическое наблюдение Советского Союза в середине 1950-х, проекта Моби Дик и Project Genetrix . Шпион шар пролеты поднял шторм протеста со стороны Советов. [ 1 ] Воздушные шары постоянной высоте также были использованы для научных целей, таких как космических лучей экспериментов.
Уполномоченный президента Дуайта Эйзенхауэра 27 декабря 1955 г., проект 119L был первым шпионаж использование воздушных шаров, которые были испытаны в предыдущих проектах, таких как «Моби Дик High". Проект 119L был следовать до проекта Skyhook , Project Mogul , и внук проекта. Воздушные шары были использованы для контроля за Советский Союз для таких вещей, как ядерные испытания , и вернулся фотографирование более 1,1 миллиона квадратных миль (более 2,8 миллиона квадратных км) от китайско-советского блока . [ 4 ] сверхсекретного воздушный шар большой высоте такие программы, как Моби Дик, Moby Dick высокого и 119L может объяснить многие из НЛО наблюдений, начиная примерно с середины 20-го века. У-2 самолет-разведчик был позже разработана для замены воздушных шаров Genet
http://en.wikipedia.org/wiki/Project_Mogul
http://en.wikipedia.org/wiki/Project_Genetrix
На подходе к Дальнегорску на объекте сработал термический самоликвидатор (сработал барометрический датчик, кончилась программа работ и т. п.), и невидимый до того объект превратился в огненный шар. Именно в этот момент его заметил один из свидетелей, точно описавший его: «Вдруг со стороны Сихотэ-Алиньского перевала появилось ярко-красное пятно, как будто точку в небе прожгли»
http://www.smoliy.ru/lib/000/003/000003 … elzev3.htm
Две семейные пары, отдыхающие в Карпатах, стали свидетелями происшествия, которое подтвердило правоту Валентина Филипповича.
Молодые люди поднимались на вершину Говерлы, когда услышали стрельбу в небе над собой, а вскоре сверху упал небольшой по размерам шар. Он повис на стропах парашюта, зацепившись за ветви деревьев. Ребята сдернули его, но при ударе о землю шар загорелся фонтаном огня. Опасаясь взрыва или еще каких-либо сюрпризов, они ушли на Говерлу, а через три часа вернулись. На месте пожара почти ничего не осталось! Они собрали только горстку мелких шариков, наподобие дальнегорских. Пластиковая оболочка шара сгорела без следа. Останки шара позволили раскрыть вполне земную технологию – это был разведывательный шар-зонд.
Раньше в механизм самоликвидации таких аппаратов закладывали взрывчатку, но при Андропове произошел скандал: разведывательный шар-зонд упал в Подмосковье и взорвался на крыше дома. Были пострадавшие, сам дом полностью сгорел. Андропов направил ноту протеста, после чего систему самоуничтожения шаров изменили. С тех пор в подвески закладывали термитные шашки, и шары-зонды почти полностью, сгорали в небе.
http://forums.airforce.ru/holodnaya-voi … dchikov-2/
Вторая часть от того же Електрона Мироновича:"После выпуска из академии я получил персональное распределение от Савицкого в ЦБП в Саваслейку. Я попал в научно исследовательский отдел боевого применения. Вот там за 4 года я прошел настоящую академию. Потому, что Савицкий был генератором идей. У него идеи возникали по 8 штук за день. А исполнителем у него уже появился очень грамотный, умный изумительный человек – Кадомцев Анатолий Леонидович. Это был тоже легендарный человек, который закончив инженерную академию самостоятльно вылетел на самолете. Его хотели отдать под суд но министр Малиновский на представлении под суд написал обучите его и пусть летает. Он стал летчиком и пришел уже зам командующего к Савицкому. И вот под его руководством я работал в научном отделе. Я туда попал в 1961 году. В 1962 в январе погибает начальник этой летной группы Герман Трофимов. После того как он огиб меня назначили на его место. А до этого я был летчиком- исследователем по самолетам с ЖРД. И должность стала замначальника отдела – начальника летной группы.
И вот мы провели учения опытные в свое время. Собсвенно это была НИР, но не я ею руководил по уничтожению АДА. Мы достали свои шары советские. Взяли разные типы перехватчиков. И попытались мы АДА разными способами сбивать. Определяли возможность применения РЛС. Оказалось плохо. РЛС под это дело практически не подходили, т.к отражал сигналы один трос и когда он стал капроновый то тоже ничего не давал на экране. А контейнер имеет малые размеры и висит на удалении от шара на 150м и попасть в него практически не возможно. При таких скоростях тем более. Но такую работу провели. При чем там был один курьезный случай. Когда я еще в Барановичах служил, я в полку буксировал конус. И когда на стрельбах конус отшибут то сзади висит трос, который можно привести и сбросить на аэродроме. Он провисает очень низко, когда конуса нет и конец его тянется где-то метров на 100 ниже самолета. И если до земли достанет, то режет все. Мне однажды чуть взыскание не дали, когда я этим тросом по полосе прошел. Я напугал там всех. И когда шары пошли я подумал. А если взять трос завязать за самолет и пройти над шаром – он его распилит и все. Тут мне техники подсказали. Можно трос зацепить за швартовочный болт. Там под хвостом самолета петля такая была . А сам трос свернуть и положить под воздушные тормоза. Сложить такую куклу длинную и под тормоз засунуть. А потом в полете нажал на кнопку выпуска тормозов – трос выпал и все. И я написал рацпредложение. Мы на земле систему опробовали – вроде работает. В воздух не поднимали – надо было разрешение. Рацпредложение пошло в дивизию в армию и сколько я не интересовался оно куда-то подевалось. Но потом я так понял, что оно пришло в Москву и Савицкий рацпредложение видимо видел.
И когда НИР по АДА пошла, он предложил трос привязать к самолету и еще к тросу кошку привязать, чтобы разорвать АДА получше. Был тут инспектор Коля Желобов – досталось ему лететь с этой кошкой. А Савицкий полетел на «спарке» смотреть сбоку. Коля зашел первый раз – кошка не достала до шара. Савицкий его обругал. Коля спустился пониже. И когда он прошел над шаром, то тот словно взорвался. Прямо под ним. Колю кувыркнуло и он начал падать. Савицкий сказал: «Ну ты выпутывайся, а мы пошли домой.» Коля выпутывался-выпутывался, а потом катапультировался. А в принципе сбивать эти шары, конечно, лучше всего из пушки. Шары, после того как отработали систему, сбивали почем зря. Особенно много их в было в Бакинском округе. Один летчик даже за один полет три шара сбил."