АНК написал(а):Спорное утверждение. Поднявшись 31 января на перевал, Дятлов мог видеть и долину Лозьвы, и долину Ауспии. Был ветер, Дятлов это отметил. Но он ничего не писал о снеге или метели в тот вечер.
Ну да ладно, мог и не видеть.
Вот что они должны были увидеть, если бы перед ними была долина Ауспии.
Однозначно, не могли они видеть 31 января долину Ауспии после выхода на границу леса, доказательство фото из похода кадры 27 и 28 (пленка 1, по Коськину), на которых хорошо видна метель с видимостью не более 100-200 м (см. фото: https://fotki.yandex.ru/next/users/hibi … 366?page=1 - фото 27 с пленки 1).
АНК написал(а):А вот что они увидели, если они вообще что-то могли видеть .
Оказаться у Кедра – продвигаясь по прямолинейному маршруту – они могли только в том случае, если не использовали компас (компас Дят. остался в палатке) и шли на ложный ориентир (третьего варианта не существует), а чтобы разглядеть ориентир должна была быть достаточная видимость. Из этого следует, что они видели долину Лозьвы в ночном освещении при отходе от палатки. Этому не противоречат данные по погоде группы С. Согрина и анализ погоды.
АНК написал(а):Ну, если быть до конца честными и не подгонять факты под свое видение, то начиная движение с перевала или предперевала назад в Ауспиию, ХЧ должна быть справа. Никак не сзади. Сзади она могла оказаться, если бы они ошиблись в направлении градусов на 45 и уперлись прямо в гору.
Но вряд=ли они так ошиблись, так как поднимались к перевалу по своей вчерашней лыжне. А пошли они в долину Лозьвы имея ХЧ сзади.
Короче, Дятлов заблудился в трех соснах горах и двух долинах. Бывает.
Вы оперируете современными данными без учета той картинки, которая была у туристов, это большая ошибка, поскольку, чтобы понять их выбор надо знать то, что они знали об окружающей их местности. И эта картина существенно отличается от доступной нам, сейчас. Поднимаясь 1 февраля в условиях ограниченной видимости по склону Ауспии туристы знали лишь то, что где-то слева и впереди находится безымянная высота (Холатчахль; см. рис.).
Рис. Туристы на маршруте 1 февраля. Где-то спереди и слева безымянная высота (г. Холтчахль).
Они постоянно шли с набором высоты (даже небольшие террасы не могли им дать информацию о прохождении водораздела Ауспии и Лозьвы, поскольку они, в конечном счете, остановились на явном выраженном подъеме северо-восточного отрога, которого не было на их картах, следовательно, они не могли не принять его за склон Ауспии), а из этого следовало, согласно их картам, что они находятся в долине Ауспии, хотя на финальном этапе они уже были в долине Лозьвы. Придя на МП они никак не могли точно знать в метель, где находится Холатчахль, впереди или сбоку, и по большому счету это им было ненужно.
Когда после ЧП они рассмотрели окружающий пейзаж и увидели ложный ориентир, то оказалось, что Холатчахль находится справа сбоку и чуть позади, но это никак не могло вызвать у них подозрение в неправильно выбранном направлении, поскольку у них не было информации о положении этой горы после завершения маршрута лабаз-МП.
А поскольку их виртуальная картинка местности «совпала» с тем, что они рассмотрели в безлунную ночь то не возникла необходимость в компасе. А зачем он нужен, если вот он ориентир – тундровый клин, - на который они должны идти чтобы прийти к лабазу, вот она долина Ауспии, а другой и не может быть, поскольку не пересекался водораздел Ауспии и Лозьвы, поскольку шли с постоянным набором высоты и остановились на подъеме, вот она безымянная вершина (Холатчахль) справа и чуть позади, как и должно быть, поскольку подходили к ней слева, а то что чуть сбоку, так к ней приближались, поэтому так и получилось.
И это не простое блуждание в «трёх соснах», здесь нечто большее…