Изумруд написал(а):Александр, на старой карте нет отрога ( во всяком случае его не видно из-за ограниченного кусочка карты). Если бы они остановились там где Вы указали, то они были бы на южной стороне ХЧ, а они были на восточной стороне. Значит шли через перевал между высотами 1079 и 835. 31 янв. дятловцы пытались перейти перевал, значит уже имели обзор. Глаза имели и видели 2 вершины, между которыми собирались пройти. Дятлов рисовал сам топографические карты и, наверняка, знал разницу между вершиной и перевалом.
Я думаю, что они просто немного заблудились неправильно сориентировавшись. Вместо того, что бы спуститься вниз, пройдя перевал, полезли выше по ХЧ. Причин может быть много и компас в этом случае им бы не помог: они были первопроходцами, были неточные карты, да к тому же была плохая видимость.
Всё верно: «они были первопроходцами, были неточные карты, да к тому же была плохая видимость», именно это они не могли не учитывать. Добавлю, у них была очень важная задача: по возвращении найти лабаз, и эту задачу они усложнили, отправившись в метель в радиальный выход на г. Отортен. Кроме этого, они не видели долину Лозьвы и Ауспии с окружающих гор ни 1 февраля, ни 31 января то, что это так хорошо видно по их походным фото.
Туристы могли бы себе позволить уйти с предпоследней стоянки не особенно отлеживая свой маршрут, только в том случае, если бы не оставили там жизненно необходимые вещи, но у них там остался лабаз, который должен был гарантировано найден по возвращении, поэтому Дят. не мог не предусмотреть несколько способов его нахождения: (1) азимутальная привязка маршрута к лабазу с помощью компаса (альтернативный вариант просто безумен, особенно учитывая то, что уходили в метель) и (2) привязка маршрута и лабаза к хорошо видимому даже ночью ориентиру (доказывается их прямолинейным отходом от палатки и двумя ориентирами-близнецами на продолжении их двух последних маршрутах, а также неиспользованным компасом Дят., компас Зол. не в счет, поскольку он был сильно травмирован и его компас так и остался с ним). Если бы туристы уходили от лабаза по вчерашнему маршруту («спускаемся на юг») или по предложенному вами, то никаких коллизий с блужданиями к Кедру у них бы не произошло, поскольку они бы вышли на восточный отрог – водораздел Лозьвы и Ауспии – и поняли, даже в метель, что перешли в долину Лозьвы, поскольку после подъема начался бы спуск, а это уже не привело к ошибке с ориентирами-близнецами, и они, без сомнения, передвигались бы по азимуту с использованием компаса, а Дят. умел делать хорошо. Но они избрали другой вариант выхода из долины Ауспии, самый эргономичный – по тальвегу северного ручья, – но и, как оказалось, самый сложный в плане ориентирования по их картам. А сложность этого пути, для них, заключалась в том, что они, по сути, не пересекали восточный отрог (который и должен был быть их ориентиром при пересечении водораздела Ауспии и Лозьвы), который остался ниже их маршрута, и который в месте водораздела Ауспии и Лозьвы проходил, в большей степени, по восточному склону г. Холатчахль (восточный отрог в этом месте не выражен). Продвигаясь по этому склону, с постоянным набором высоты (!), они уперлись в северо-восточный отрог, который в условиях ограниченной видимости был принят за восточный отрог, если у них и были сомнения по этому отрогу, то они не смогли бы (и не стали бы) до утра уточнять свое местоположение, поскольку это никак не повлияло бы на их дальнейший маршрут, но это обстоятельство сыграло огромную роль во время ночного ЧП, когда потребовалась срочная эвакуация раненых к лабазу.
«Немного заблудились неправильно сориентировавшись» они не могли, этого не могло произойти из-за понимания туристами всей сложности ситуации с ориентированием и принятием всех мер предосторожностей, иначе и быть не могло, это же не «пикник на обочине».
Всё произошло, практически со 100% уверенностью, так как описано выше, когда удивительным образом переплелись хорошие навыки Дят. в ориентировании, неточности на карте, сложный для ориентирования, в условиях ограниченной видимости, склон горы, два ориентира-близнеца, расположенные на продолжении двух последних маршрутов, стресс после ЧП и пр.